Разъяснения по вопросу формирования добровольной и муниципальной пожарной охраны

В настоящее время, учитывая изменения в действующем федеральном законодательстве в области обеспечения пожарной безопасности, остро встал вопрос о правовом статусе тех видов пожарной охраны, которые ранее были определены в Федеральном законе «О пожарной безопасности» от 01.01.2001г. (добровольная пожарная охрана, объединения пожарной охраны), и которые указаны в нем на сегодняшний день (добровольная, муниципальная пожарная охрана).

Ст.13 действующей редакции названного Федерального закона устанавливает, что добровольная пожарная охрана является формой участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности и может устанавливаться органами местного самоуправления как форма социально значимых работ. Муниципальная пожарная охрана создается для обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.11.1, 19 ФЗ № 69).

При этом, в соответствии с Приказом МЧС России от 01.01.2001г. № 000 «О применении в системе ГПС МЧС России приказов МВД России» в системе МЧС России продолжает действовать приказ МВД России от 01.01.2001г. № 000 «О введении в действие порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных» в части не противоречащей законодательству РФ.

Учитывая, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000 «О федеральной противопожарной службе» к основным задачам ФПС МЧС России относится организация и осуществление профилактики пожаров и координация деятельности других видов пожарной охраны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации(п.5 Положения), на сегодняшний день можно сказать, что названные приказы приняты в соответствии с компетенцией МВД России и МЧС России и подлежат применению в целях реализации задач федеральной противопожарной службы.

В соответствии с Приказом МВД России от 01.01.2001г. № 000 «О введении в действие порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных» муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа местного самоуправления (п.4 Порядка). Таким образом, органы местного самоуправления по-прежнему могут участвовать в создании подразделений добровольной пожарной охраны, действующих на территории муниципального образования, однако создаваемые таким образом подразделения не будут относиться к муниципальной пожарной охране и не должны в своей деятельности руководствоваться нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

Добровольная пожарная охрана, в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях», может быть организована также в форме общественных объединений граждан.

Как в первом, так и во втором случае соответствующие положения о добровольной пожарной охране подлежат согласованию с федеральной противопожарной службой, в рамках выполнения ею задач по координации деятельности других видов пожарной охраны, что предусмотренное вышеназванным Приказом МВД России.

Для создания на территории муниципального образования муниципальной пожарной охраны органы местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями федерального законодательства принять соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организационно-правового, финансового и материально-технического функционирования данных подразделений.

На сегодняшний день в регионах продолжают действовать подразделения добровольной пожарной охраны, созданные в период действия требований нормативных правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности, утративших силу в настоящее время. Так, например, продолжают фактически существовать «внештатные инспектора государственного пожарного надзора», деятельность которых регулируется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Данное положение противоречит действующему законодательству. Понятие «внештатный инспектор государственного пожарного надзора» должно быть исключено из нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, так как штатных инспекторов государственного пожарного надзора в данных органах и создаваемых ими подразделений пожарной охраны не предусмотрено. Только в системе федеральной противопожарной службы предусмотрен штат инспекторов государственного пожарного надзора, однако федеральным законодательством возможность ФПС привлекать для осуществления государственного пожарного надзора внештатных инспекторов не определена.

Между тем, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, то есть выполнение основной задачи муниципальной и добровольной пожарной охраны, включает в себя профилактику пожаров. Таким образом, уже существующие и только создаваемые подразделения добровольной и муниципальной пожарной охраны могут и должны выполнять функции по предупреждению пожаров, в том числе по направлению информации о выявляемых нарушениях в области пожарной безопасности в территориальные органы государственного пожарного надзора для принятия мер по их пресечению.

В связи с тем, что к функциям ФПС и соответственно Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации отнесена подготовка предложений для органов местного самоуправления по осуществлению мер в области обеспечения пожарной безопасности (п.6 Положения), целесообразно провести работу с органами местного самоуправления на местах по разъяснению необходимости принятия нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, в которых рекомендовать регламентировать:

а) положения о коллективной (создание подразделений, отдельных постов, команд муниципальной пожарной охраны) и индивидуальной (внештатное сотрудничество граждан с муниципальной пожарной охраной) формах участия граждан в обеспечении пожарной безопасности, а также вопросы взаимодействия и оказания взаимовыгодной помощи органами местного самоуправления добровольной пожарной охране;

б) условия участия граждан в обеспечении пожарной безопасности на территории муниципального образования (достижение совершеннолетия, наличие специальной подготовки или соответствующего опыта работы, состояния здоровья);

в) функции муниципальной пожарной охраны (пропаганда пожарной безопасности, ведение просветительской, разъяснительной работы с населением, инструктажей по пожарной безопасности, направление информации о выявленных нарушениях пожарной безопасности в территориальные органы государственного пожарного надзора МЧС России, содействие добровольной пожарной охране, обеспечение первичных мер пожаротушения до приезда подразделений государственной противопожарной службы);

г) возможность поощрения и материального стимулирования граждан, участвующих в обеспечении пожарной безопасности на территории муниципального образования.

Также надо отметить, что при создании органами местного самоуправления подразделений муниципальной пожарной охраны, деятельность таких подразделений подлежит лицензированию в обязательном порядке МЧС России в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». На этапе подготовки документов для получения лицензии территориальные органы МЧС России обязаны оказывать консультационную помощь, проводить разъяснительную работу с органами местного самоуправления.

Приложение 1 к разъяснениям

Приказ МВД России «О введение в действие Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 апреля 2001 г. № 000, оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействительным Порядка создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных (см. решение Верховного Суда РФ от 01.01.2001 № ГКПИ 01-1028).

Ввести в действие прилагаемый Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных, утвержденный главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору 24 марта 2001 года.

Министр Б. ГРЫЗЛОВ

Порядок создания подразделений добровольной пожарной охраны и регистрации добровольных пожарных

1. Настоящий Порядок регламентирует создание подразделений добровольной пожарной охраны на территории муниципальных образований и в организациях независимо от наличия подразделений Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ГПС) или ведомственной пожарной охраны, а также регистрации добровольных пожарных.

2. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин и команд, которые могут быть муниципальными или объектовыми и входят в систему обеспечения пожарной безопасности соответствующего муниципального образования.

Дружина осуществляет деятельность без использования пожарных машин.

Команда осуществляет деятельность с использованием пожарных машин.

3. Команды могут подразделяться на разряды:

первый - с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчета) в специальном здании (помещении);

второй - с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остальных добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства;

третий - с нахождением всех добровольных пожарных из состава дежурного караула (боевого расчета) по месту работы (учебы) или месту жительства.

4. Муниципальные подразделения добровольной пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления, а объектовые подразделения добровольной пожарной охраны - на основании приказа руководителя организации.

5. Орган местного самоуправления (организация) в течение 10 дней информирует подразделение ГПС, в районе выезда которого находится соответствующее муниципальное образование (организация) (далее - подразделение ГПС) о создании, реорганизации и ликвидации подразделения добровольной пожарной охраны.

6. Количество подразделений добровольной пожарной охраны и их структура устанавливается руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

7. Начальник подразделения добровольной пожарной охраны назначается руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

8. На подразделения добровольной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:

участие в предупреждении пожаров;

участие в тушении пожаров.

9. В соответствии с возложенными задачами подразделения добровольной пожарной охраны осуществляют следующие основные функции:

контролируют соблюдение требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);

принимают участие в обучении детей дошкольного и школьного возраста, учащихся образовательных учреждений, работоспособного населения и пенсионеров мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении их подготовки к действиям при возникновении пожара;

проводят противопожарную пропаганду;

принимают участие в службе пожарной охраны;

участвуют в тушении пожаров.

10. Финансовое и материально - техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств организаций, в которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования.

11. Подразделения добровольной пожарной охраны комплектуются добровольными пожарными.

12. В добровольные пожарные принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане, способные по своим деловым и моральным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с предупреждением и (или) тушением пожаров.

13. Отбор граждан в добровольные пожарные муниципального подразделения добровольной пожарной охраны осуществляется органом местного самоуправления, а в добровольные пожарные объектового подразделения добровольной пожарной охраны - организациями.

14. Для участия в отборе граждане подают письменное заявление на имя руководителя органа местного самоуправления (организации).

15. По результатам отбора в течение 30 дней со дня подачи заявления орган местного самоуправления (организация) принимает решение о принятии гражданина в добровольные пожарные или об отказе гражданину в приеме в добровольные пожарные. Граждане, принятые в добровольные пожарные, регистрируются в Реестре добровольных пожарных муниципального подразделения добровольной пожарной охраны (приложение № 1) .

16. Порядок ведения и хранения Реестра, а также передачи содержащихся в нем сведений в подразделение ГПС устанавливает орган местного самоуправления (организация) по согласованию с руководителем подразделения ГПС.

17. Органы местного самоуправления (организации) организуют первоначальную подготовку добровольных пожарных.

Первоначальная подготовка добровольных пожарных осуществляется на безвозмездной основе, как правило, на базе подразделений ГПС.

18. Основанием для исключения гражданина из числа добровольных пожарных является:

личное заявление;

несоответствие квалификационным требованиям, установленным для добровольных пожарных;

состояние здоровья, не позволяющее работать в пожарной охране;

систематическое невыполнение установленных требований, а также самоустранение от участия в деятельности подразделения пожарной охраны;

совершение действий, несовместимых с пребыванием в добровольной пожарной охране.

19. Добровольным пожарным предоставляется право:

участвовать в деятельности по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории муниципального образования (организации);

проверять противопожарное состояние объектов или их отдельных участков на соответствующей территории муниципального образования (организации);

нести службу (дежурство) в подразделениях ГПС;

проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений.

20. На добровольных пожарных возлагаются обязанности:

обладать необходимыми пожарно - техническими знаниями в объеме, предусмотренном программой первоначальной подготовки добровольных пожарных;

соблюдать меры пожарной безопасности;

выполнять требования, предъявляемые к добровольным пожарным;

участвовать в деятельности пожарной охраны;

осуществлять дежурство в подразделениях пожарной охраны в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим руководителем органа местного самоуправления (организации) по согласованию с руководителем подразделения ГПС;

соблюдать установленный порядок несения службы в подразделениях пожарной охраны, дисциплину и правила охраны труда;

бережно относиться к имуществу пожарной охраны, содержать в исправном состоянии пожарно - техническое вооружение и оборудование.

21. Органами местного самоуправления (организациями) по согласованию с руководителями подразделения ГПС организуется и осуществляется последующая подготовка добровольных пожарных с привлечением специалистов подразделения ГПС.

Последующая подготовка добровольных пожарных осуществляется в подразделении добровольной пожарной охраны, а также может проводиться на ежегодных учебных сборах в подразделениях ГПС.

22. Программа последующей подготовки добровольных пожарных разрабатывается начальником подразделения добровольной пожарной охраны и утверждается руководителем подразделения ГПС.

23. Для организации дежурства команды делятся не менее чем на четыре дежурных караула в населенных пунктах и по числу рабочих смен в организациях.

24. Дежурные караулы команд возглавляются начальниками из числа наиболее подготовленных добровольных пожарных.

25. Порядок несения службы в дружинах определяется ее начальником по согласованию с руководителем подразделения ГПС, исходя из обеспечения реализации в полном объеме поставленных задач.

26. Для своевременного реагирования на пожары начальником подразделения добровольной пожарной охраны по согласованию с руководителем подразделения ГПС определяется порядок сбора добровольных пожарных и способ их доставки к месту пожара.

27. Подразделения добровольной пожарной охраны в обязательном порядке привлекаются к проведению пожарно - тактических учений (занятий).

28. Учет фактического времени несения службы (дежурства) добровольными пожарными в подразделениях пожарной охраны, а также проведения мероприятий по предупреждению пожаров осуществляется начальником подразделения добровольной пожарной охраны.

29. Органы местного самоуправления (организации) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут предоставлять подразделению добровольной пожарной охраны в безвозмездное пользование здания (помещения), необходимые для осуществления их деятельности.

30. Добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, как правило, обеспечиваются специальной одеждой и снаряжением.

31. Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

32. Органы местного самоуправления (организации) по согласованию с ГПС могут устанавливать единые образцы удостоверений и форму одежды для добровольных пожарных.

33. Добровольным пожарным могут предоставляться социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления, организациями).

Реестр добровольных пожарных

__________________________________________________

(муниципальное образование субъекта Российской Федерации)


п/п

Ф. И.О. 
добро - 
вольно-
го по - 
жарного

Основной 
документ, 
удостове - 
ряющий 
личность 
гражданина
Российской
Федерации

Место жи - 
тельства 
(регистра-
ции), те - 

Наимено-
вание 
объекта 
основной
работы, 
адрес, 
долж - 
ность, 
телефон

Дата и 
основание
регистра-
ции в 
Реестре

Дата и 
основа-
ние 
исклю - 
чения 
из 
Реестра

Ф. И.О. 
и под - 
пись 
лица, 
ответ - 
ствен - 
ного за
ведение
Реестра

1

2

3

4

5

6

7

Приложение 2 к разъяснениям

Рекомендации по созданию и организации деятельности

муниципальной пожарной охраны

Общие положения

Муниципальная пожарная охрана (далее - МПО) - совокупность созданных и установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно - спасательных работ.

МПО создается по решению руководителей органов местного самоуправления на территориях муниципальных образований. Организационно-правовой формой МПО являются муниципальные учреждения МПО муниципальных образований. Органы местного самоуправления являются учредителями МПО и определяют организационно-правовые, экономические основы создания и деятельности МПО, состав, структуру исходя из возложенных на них задач в области пожарной безопасности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации, а также требований нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов органов местного 

В своей деятельности МПО руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.

МПО осуществляет свою деятельность под руководством соответствующих органов местного самоуправления через органы, специально уполномоченные решать задачи обеспечения пожарной безопасности.

МПО может привлекаться на тушение пожаров и проведение аварийно - спасательных работ:

в соответствии с планом привлечения сия и средств на тушение пожаров и проведения, аварийно-спасательных работ в муниципальном образовании;

за границы территории района выезда в соответствии с планами взаимодействия с соответствующими административными образованиями, а также по решению на то уполномоченных лиц органов местного самоуправления.

МПО принимает участие в разработке муниципальных правовых актов, регламентирующих вопросы пожарной безопасности и в исполнении органами местного самоуправления муниципального образования полномочий в области пожарной безопасности.

Штат и нормы обеспечения аварийно-спасательным, пожарными и другими средствами МПО утверждаются руководителем органа местного самоуправления в соответствии с типовыми штатами, штатными перечнями и нормами, установленными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

МПО в установленном порядке взаимодействует с организациями МЧС России и другими организациями при выполнении стоящих перед подразделением задач.

Для осуществления возложенных на МПО задач и функций за ней закрепляются объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначение дли обеспечения тушения пожаров на основе оперативного управления.

Финансовое обеспечение МПО осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов муниципальных образований и средств, получаемых от осуществления разрешенной предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

МПО вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, разрешенную для пожарных и аварийно-спасательных служб законодательством Российской Федерации, а также учредительными документами, в порядке установленном собственником.

Порядок использования средств, получаемых от осуществления разрешенной законодательством приносящей доход деятельности, определяется соответствующими органами местного самоуправления.

Материально-техническое обеспечение МПО осуществляется за счет материально-технических ресурсов муниципальных образований, организаций и иных источников, разрешенных законодательством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью МПО, использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в оперативном управлении МПО, полученных им финансовых и материальных средств осуществляется в установленном порядке органами местного самоуправления, а также другими уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции.

Основные задачи муниципальной пожарной охраны

Основными задачами МПО являются:

поддержание сил и средств в постоянной готовности к выполнению возложенных на псе задач;

разработка документов, но вопросам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в соответствии с полномочиями па территориях районов выезда;

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ н чрезвычайных ситуациях природного и техногенного ха-радтера, на территории районов выезда в соответствии с полномочиями;

создание и совершенствование материально-технической базы, осуществление профессиональной подготовки личного состава, осуществление мероприятий по реабилитации социальной и правовой защите работников МПО и членов их семей.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков МПО не привлекается.

Основные функции муниципальной пожарной охраны

В систему МПО входят: органы управления, подразделения и организации, предназначенные для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно - спасательных работ, МПО в соответствии с возложенными на неё задачами:

принимает участие в установленном порядке в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории района выезда;

привлекается к тушению лесных и торфяных пожаров, проведению поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ;

выполняет специальные инженерно-технические работы при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оказывает на пожарах и проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ первую доврачебную помощь пострадавшим;

разрабатывает документы по вопросам организации профилактики и тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в пределах компетенции;

участвует в разработке и корректировке документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и потенциально опасных и особо важных предприятиях, расположенных н районе выезда;

организует специальное первоначальное обучение профессиональную специальную и физическую подготовку личного состава;

готовит и обеспечивает проведение аттестации личного состава в установленном порядке;

проводит в установленном порядке пожарно-тактические учения (занятия), изучение и исследование характерных пожаров, аварийно-спасательных работ;

проводит работу по внедрению эффективных прием и способов тушения пожаров, ведению аварийно-спасательных работ;

участвует в разработке мероприятий по подготовке населения к действиям и условиях чрезвычайных ситуаций;

проводит противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, действиям в случае пожара и других чрезвычайных ситуаций;

участвует в подготовке пожарных, спасателей и добровольных пожарных обществ;

организует и осуществляет взаимодействие с подразделениями всех видов пожарной охраны;

участвует в организации системы обучения работников организаций различных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования мерам пожарной безопасности;

оказывает помощь Государственному пожарному надзору в профилактике пожаров;

участвует в разработке, издании и распространении наглядно-изобразительной продукции, тематической литературы, документальных и учебных фильмов, направленных на предупреждение пожаров, гибели и травматизма людей при них;

осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в сфере информирования населения о состоянии пожарной безопасности, чрезвычайных ситуациях в муниципальном образовании и их последствиях;

осуществляет взаимодействие с органами социальной защиты по вопросам соблюдения мер пожарной безопасности соответствующим контингентом, требующим внимания органов социальной защиты муниципального образования;

осуществляется взаимодействие с правоохранительными органами муниципальное, образования в области обеспечения пожарной безопасности и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

анализирует работу по противопожарной пропаганде и обучению населения, проводимой органами местного самоуправления, собственниками (руководителями) предприятий и разрабатывает предложения по улучшению её эффективности;

осуществляется учет мероприятий, проводимых по вопросам противопожарной пропаганды и обучения населения;

ведет учет средств массовой информации муниципального образования;

ведет учет организаций, осуществляющих обучение населения муниципального образования мерам пожарной безопасности;

организует работу юных пожарных, участвует в подготовке команд к участию в соревнованиях тематических мероприятиях, слетах и т. д.;

осуществляет взаимодействие с отделом образования по вопросу обучения детей мерам пожарной безопасности, оказывает методическую и практическую помощь работникам образовательных учреждений в организации преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

осуществляет противопожарное обеспечение спасательных и других аварийно-восстановительных работ;

привлекает, в случае необходимости, добровольных пожарных и спасателей общественных спасательных формирований, имеющих соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке, а также граждан с их согласия к участию в тушении пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

информирует органы местного самоуправления, территориальные органы Государственной противопожарной службы (далее - ГПС), руководителей организаций о фактах нарушений мер пожарной безопасности, которые могут привести к пожарам, авариям и катастрофам техногенного характера, а также при проведении оздоровительных, культурных, спортивных и других массовых мероприятий;

анализирует состояние травматизма и заболеваемости среди личного состава, разрабатывает профилактические мероприятия по улучшению охраны труда и техники безопасности;

участвует в соревнованиях по пожарно-спасательному и других видах спорта;

анализирует и прогнозирует состояние пожарной безопасности на территории муниципального образования, готовит и установленном порядке предложении nq совершенствованию;

осуществляет планирование и контроль за реализацией плановых мероприятий, требований нормативных актов в области обеспечения пожарной безопасности;

ведёт учет пожаров и последствий от них на территории муниципального образования;

определяет потребности в приобретении пожарной, аварийно-спасательной, специальной и другой техники, оборудования и снаряжения, средств связи в соответствии с нормами, утвержденными МЧС России для подразделений ГПС, а также установленными законодательством Российской Федерации;

обеспечивает поддержание в постоянной готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ пожарной и аварийно-спасательной техники, пожарно-технического вооружения, оборудования и средств связи;

организует эксплуатацию зданий, сооружений, пожарной, аварийно-спасательной, специальной и другой техники, оборудования, снаряжения, средств связи закрепленного на праве оперативного управления;

организует и проводит мероприятия совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожною движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по предупреждению дорожно-транспортных происшествий;

ведет учет лимитной и штатной численности личного состава, анализ и подготовку предложений по совершенствованию структуры и рациональному использованию имеющейся численности;

контролирует работу по подбору, расстановке, обучению и закреплению кадров, разработке мероприятии по повышению профессионального мастерства личного состава, формированию резерва для выдвижения на вышестоящие должности, организацию работы с лицами, зачисленными в этот резерв;

решает в установленном порядке вопросы, связанные с назначением на должности и освобождением от должности сотрудников;

рассматривает ходатайства и готовит соответствующие материалы на представление личного состава МПО к государственным и ведомственным наградам;

организует воспитательную работу, проводит мероприятия по укреплению дисциплины среди личного состава и соблюдению законности, поддержанию связи с органами исполнительной власти, профсоюзами, страховыми компаниями и другими заинтересованными организациями по вопросам правовой и социальной защиты личного состава;

вносит в установленном порядке предложения по изменению (уточнению) объемов и направлений использовании бюджетных ассигнований, выделяемых из соответствующих бюджетов;

осуществляет в установленном порядке контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в оперативном управлении;

использует находящееся в его оперативном управлении имущество в соответствии с его целями и задачами своей деятельности.

Руководство муниципальной пожарной охраны

МПО возглавляет начальник.

Начальник МПО назначается на должность и освобождается от должности руководителем органа местного самоуправления (главой муниципального' образования) по согласованию с территориальным органом МЧС России.

При руководстве работами по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ начальник МПО пользуется правами и полномочиями, установленными федеральным законодательством Российской Федерации.

Начальник муниципальной пожарной охраны обязан:

знать оперативную обстановку, связанную с пожарами;

знать месторасположение потенциально опасных объектов, конструктивные особенности зданий и сооружений, а также пожарную опасность технологических процессов производства, технические и оперативно-тактические характеристики специальной техники, порядок се использовании, дислокацию поисково-спасательных служб и подразделений пожарной охраны;

знать руководящие документы, а также основные положения стандартов, норм и правил, содержащих требования по применению сил и средств ГПС, а также в области пожарной безопасности и осуществлению мероприятий по предупреждению пожаров, гибели и травматизма людей при них;

принимать участие в разработке документов предварительного планирования применения поисково-спасательных сил и средств при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на потенциально опасных объектах, находящихся в зоне обслуживания МПО;

изучать и знать деловые и морально-психологические качества личного состава МПО;

организовывать работу и контролировать состояние дежурных сил и средств МПО;

устанавливать полномочия своим заместителям и руководителям (начальникам) подразделений МПО;

Обеспечивать при разработке и проведении противопожарных мероприятий и поисково-спасательных работ взаимодействие с аварийно-спасательными формированиями, надзорными органами и службами правоохранительных органов;

организовывать и контролировать содержание пожарно-технического вооружения и эксплуатацию зданий, сооружений, спасательной и пожарной техники, аварийно-спасательного инструмента, хозяйственно-финансовую деятельность и материально-техническое обеспечение МПО;

проводить мероприятия по развитию материально-технической базы МПО;

обеспечивать подбор и расстановку кадров, их воспитание и профессиональную подготовку.

организовывать работу по проведению служебной аттестации личного состава;

осуществлять контроль за целевым использованием и сохранностью имущества, находящегося в оперативном управлении МПО;

обеспечивать расходование финансовых и материальных средств по целевому назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов, соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и обеспечивая экономию средств.

Начальник муниципальной пожаркой охраны имеет право: проводить плановые и внеплановые проверки состояния готовности МПО; ходатайствовать в установленном порядке о награждении работников МПО за отвагу и личное мужество, проявленные при участии в тушении пожаров и проведении аварийно - спасательных работ, государственными наградами Российской Федерации, наградами МЧС России, а также по другим видам поощрения;

определять способы тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных - работ исходя из складывающейся обстановки;

представлять МПО в органах местного самоуправления;

применять в установленном порядке, в пределах своей компетенции, поощрения и налагать дисциплинарные взыскания па личный состав МПО;

организовывать и проводить совещания, семинары, конференции, учебные и иные сборы личного состава;

при тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ в соответствии с обстановкой принимать решения, ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории, где осуществляются действия при тушении пожара и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Трудовые отношении в муниципальной пожарной охране

В МПО принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья и выполнять обязанности, возложенные на МПО. Работники осуществляют свою деятельность на основе трудового договора.

На работников МПО распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Работники МПО в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных нрав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.

Реорганизация и ликвидация МПО осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Организация взаимодействия муниципальной пожарной охраны с другими

видами пожарной охраны

Порядок взаимодействия МПО с другими видами пожарной охраны определяется законодательством Российской Федерации,

Взаимодействия может осуществляться по следующим основным принципам."

организация совместной деятельности в соответствии с установленными полномочиями и компетенцией;

обеспечение единого подхода к уровню требований, предъявляемых при осуществлении контроля за обеспечением пожарной безопасности.

Основным направлением взаимодействия является осуществление совместных действий по предупреждению и тушению пожаров на территории муниципального образования.

В соответствии с основными принципами взаимодействия МПО с другими видами пожарной охраны могут:

осуществлять комплексные проверки состояния пожарной безопасности организаций (объектов);

образовывать совместные комиссии по расследованию пожаром с человеческими жертвами и крупным материальным ущербом;

осуществлять обмен информацией о пожарах и их последствиях на территории муниципального образования;

разрабатывать и согласовывать с руководителями муниципальных образований порядок привлечения подразделений пожарной охраны дли ликвидации пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в муниципальных образованиях, а также на территории соседних муниципальных образований;

проводить совместные пожарно-тактические учения в организациях (объектах) с отработкой взаимодействия со всеми службами жизнеобеспечения организации (объекта).

Осуществление контроля деятельности подразделений муниципальной пожарной охраны

Контроль деятельности подразделений МПО может осуществлять орган управления МПО в пределах своей компетенции.

В отдельных случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, контроль может осуществляться сотрудниками ГПС МЧС России.

Проверки могут организовываться и проводиться по всем направлениям служебной деятельности подразделений МПО.

Результаты проверок оформляются в виде справок, которые должны содержать также выводы и предложения по устранению ими выявленных недостатков.

Должностные лица МПО за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них прав и обязанностей несут ответственность согласно трудового и уголовного законодательства Российской Федерации.

Общие квалификационные требования, предъявляемые к работникам

муниципальной пожарной охраны

К работникам МПО предъявляются такие же требования, что и к работникам ГПС МЧС России, с учетом организации службы регламентируемой законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Каждый работник МПО должен знать:

законодательство, решения органов государственной власти и местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности, нормативные акты и документы МЧС России, нормативы, правила и стандарты, действующие в сфере обеспечения пожарной безопасности с учетом должностной и функциональной компетенции;

структуру, функции, задачи, формы и методы работы ГПС;

основы управления и организации труда, дело производства в подразделениях МПО и по исполняемой должности;

организацию газодымозащитной службы в подразделениях, устройство, правила эксплуатации и обслуживания средств индивидуальной защиты органов дыхания:

задачи и функции технической службы и службы связи;

основы кадровой работы;

основные тактико-технические характеристики и тактические возможности пожарного подразделения;

опасные факторы пожара и последствия их воздействия на людей, приемы и способы прекращения горения;

особенности пожарной опасности, пожароопасные и другие опасные свойства веществ, материалов, конструкций и оборудования на закрепленном участке (районе, секторе, зоне) работы;

правила охраны труда при несении службы и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

средства и методы оказания первой доврачебной помощи.

Должен уметь:

применять на практике законодательство, регулирующее отношения в области борьбы с пожарами, стандарты, нормы и правила пожарной безопасности;

анализировать оперативно-служебную деятельность, действия подразделении по тушению пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по исполняемой должности, разрабатывать и осуществлять мероприятия по кх совершенствованию;

работать в средствах индивидуальной защиты органов дыхания, с пожар-но-техническим вооружением, аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;

готовить к работе и применять закрепленную пожарную и аварийно-спасательную технику основного (специального) назначения и средства связи;

проверять и оценивать состояние систем противопожарной защиты и противопожарного водоснабжения;

грамотно составлять (оформлять) служебные документы, организовывать и вести учет и отчетность в объеме исполняемых по должности обязанностей;

оказывать первую доврачебную помощь;

выполнять нормативы по пожарно-сгроевой и физической подготовке:

проводить испытание пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента и оборудования;

Иметь навыки:

в разработке документов службы;

работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания;

в исполнении обязанностей должностных лиц на пожаре и при проведении аварийно-спасательных работ;

в обнаружении и устранении неисправностей при обслуживании и эксплуатации закрепленной основной (специальной) техники (оборудования) и средств связи;

в пользовании первичными средствами пожаротушения.

УНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА

В соответствии со статьей 11_1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях, в частности, и полномочиями по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.

МЧС утверждены Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Указанные рекомендации разработаны, в частности, для оказания содействия органам местного самоуправления в работе по обеспечению пожарной безопасности.

Муниципальные подразделения пожарной охраны создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению руководителя органа местного самоуправления, целесообразно на базе подразделений противопожарной службы создание единой пожарно-спасательной службы, способной комплексно реагировать на различные деструктивные события и чрезвычайные ситуации любого характера и масштаба. В таблице 1 Методических рекомендаций представлен вариант нормирования общего количества технических и кадровых ресурсов подразделений пожарно-спасательной службы в поселениях в зависимости от численности населения и площади территории населенного пункта.

   

См. форму постановления главы муниципального образования об утверждении Положения о деятельности подразделений муниципальной пожарной охраны (приложение N 3 к Методическим рекомендациям).

В каждом муниципальном образовании (включая сельские поселения) должны быть созданы добровольные пожарно-спасательные формирования, укомплектованность которых техническими и кадровыми ресурсами должна, в первую очередь, зависеть от расстояния до ближайшего места дислокации подразделения противопожарной службы субъекта Российской Федерации или муниципальной пожарной охраны и состояния подъездных дорог к поселениям муниципального образования, защищаемым добровольной пожарной охраной. В таблице 2 Методических рекомендаций представлены оценочные нормативы укомплектования добровольных пожарно-спасательных формирований техникой и личным составом в сельских муниципальных образованиях.

Для определения численности личного состава муниципальной пожарной охраны , создаваемой в муниципальном образовании, в Методических рекомендациях предлагается методика расчета, основанная на оценке соотношения площади обслуживаемой территории муниципального образования и численности проживающего на данной территории населения. Исходя из тактических возможностей создаваемых подразделений муниципальной пожарной охраны предлагается определять численность из расчета: 1 единица личного состава муниципальной пожарной охраны на 200 человек населения населенных пунктов, расположенных в радиусе 12 км.

В создаваемых подразделениях муниципальной пожарной охраны организуется круглосуточное дежурство личного состава с использованием пожарной техники. Для обеспечения боевой готовности подразделения муниципальной пожарной охраны, с учетом минимального количества личного состава - 5 человек, предлагается организовать дежурство одного водителя круглосуточно и одного водителя на 8-часовой рабочий день.

Обеспечение муниципальных пожарных специальной формой одежды и пожарно-техническим вооружением осуществляется согласно действующим нормам. Подразделение обеспечивается телефонной и радиосвязью.

Порядок привлечения сил и средств муниципальной пожарной охраны для тушения пожаров на территории соответствующего муниципального образования осуществляется на основании расписаний выездов (планов привлечения сил и средств). Расписание (план) утверждается постановлением органа местного самоуправления.

К тушению пожаров привлекаются другие виды пожарных формирований (ведомственная, добровольная, частная), дислоцирующихся на территории муниципального образования. На основании заключенных соглашений целесообразно закрепить минимально допустимое количество ресурсов противопожарной службы субъекта Российской Федерации и муниципальной противопожарной службы в муниципальных образованиях в зависимости от численности населения и площади территории муниципального образования с учетом параметров оперативной деятельности противопожарной службы. В таблице 3 Методических рекомендаций приведен вариант нормирования минимально допустимого количества сил и средств противопожарной службы субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях.

 

РАЗРАБОТКА РАСПИСАНИЯ (ПЛАНА) ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

 определение перечня объектов муниципального образования, тушение пожаров на которых требует привлечения дополнительных сил и средств пожарной охраны;

 предварительное планирование действий по тушению пожаров в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории муниципального образования;

 определение количества дополнительных сил и средств пожарной охраны, необходимых для тушения пожаров;

 разработку мероприятий по обеспечению передислокации сил и средств (доставка пожарной и приспособленной техники) пожарной охраны муниципального образования для тушения пожаров в населенных пунктах, не имеющих транспортных сообщений.

Оперативное взаимодействие при тушении пожаров между подразделениями противопожарной службы и службами жизнеобеспечения (скорая медицинская помощь, энергослужба, и др.), а также правоохранительными органами муниципального образования осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями.

Для ликвидации крупных пожаров, когда сил и средств подразделений муниципальной пожарной охраны недостаточно, задействуется План привлечения сил и средств подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации на тушение пожаров, который утверждается постановлением администрации субъекта Российской Федерации.

Переработка расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) проводится не реже одного раза в три года, а также при издании новых нормативных правовых актов в области организации пожаротушения, изменении организационно-штатной структуры, списочной численности личного состава, табеля положенности пожарной и специальной техники. Корректировка проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Отработка расписаний выездов (планов привлечения сил и средств) осуществляется при проведении тактико-специальных учений и тренировок.

Реквизиты

 Глава муниципального

образования - руководитель

администрации

Козлов
Андрей Иванович

Почтовый адрес:

671561, Республика Бурятия, Муйский район, п. Таксимо, ул. Советская 10а

Электронная почта

Телефоны справочных служб

Офицальный сайт: http://admmsk.ru

        "телефон доверия" по вопросам

        противодействия

        коррупциив администрации

        МО "Муйский район" 55-2-44

 

Администрация муниципального образования "Муйский район"

Please publish modules in offcanvas position.