Муйский район Республики Бурятия                 

 Восемьдесят  пятая очередная  сессия  Совета депутатов

 муниципального образования «Муйский район»

п. Таксимо                                                                                 18 мая 2015 г                                     

 РЕШЕНИЕ № 623

Об итогах работы отрасли «Образование» муниципального образования «Муйский район» за 2014 год

 Заслушав и обсудив информацию начальника РУО Зарубиной У.В.  об итогах работы за 2014 год ,Совет депутатов муниципального образования  «Муйский район»  решил:

                              информацию принять к сведению

 

Глава муниципального образования                        Б.П.Дондупов                              

«Муйский район»                                                                                 

 

Приложение

к решению сессии Совета депутатов

МО «Муйский район»

От 18 мая 2015 года № ___

 

 

 

 

 

 

 

МКУ «Районное управление образования»

Отчет по итогам работы за 2014 год.

 

             В 2014 году произошла реорганизация МБОУ дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Родничок» в форме присоединения к  МБО ДОД «Центр детского и юношеского туризма и  экскурсий». Согласно Постановлению Администрации МО «Муйский район» № 605 от 17 июня 2014 г. «О переименовании образовательного учреждения»  МБО ДОД «Центр детского и юношеского туризма и  экскурсий» переименован в Муниципальную бюджетную организацию дополнительного образования Центр дополнительного образования детей «Созвездие». В данный момент руководителем    организации отправлен пакета документов в МОиН РБ на лицензирование образовательной деятельности.

           Система образования Муйского района представлена 15 образовательными учреждениями: 5 средних общеобразовательных школ (при Таксимовской СОШ № 3 работает учебно-консультационный пункт с заочной формой обучения), 6 дошкольных образовательных учреждений (и 1 негосударственное дошкольное образовательное учреждение  ОАО «РЖД»), 4 учреждения дополнительного образования детей.

Общее образование

 Дошкольное образование

В системе  образования Муйского района функционируют,  развиваются и реализуют государственные программы дошкольного образования 6 муниципальных дошкольных образовательных учреждений и одно частное дошкольное образовательное учреждение (ЧДОУ д/с№ 231 ООО «РЖД»). Из них два Центра развития ребенка «Сказка» и «Медвежонок», они же Республиканские экспериментальные площадки, они же пилотные площадки по реализации ФГОС ДОО, МБДОУ «Солнышко» для тубинфицированнных детей, МАДОУ «Золотой ключик», МБДОУ «Петушок» и МБДОУ «Березка», ЧДОУ № 231 - общеразвивающие. В трех учреждениях: МБДОУ «Петушок», МАДОУ «Золотой ключик»,  Центр развития ребенка «Медвежонок» имеются группы для детей с нарушением речи (69 детей). На 01.07.2014г. количество детей, посещающих ДОУ по населенным пунктам: Таксимо - 666  человек,  Иракинда -20 человек, Северомуйск- 127 человек,   Усть-Муя  - 39 человек.

В районе охвачены дошкольным образованием на конец 2014г. 848 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. 11 детей с инвалидностью посещают  дошкольные образовательные организации, в том числе охвачены разными формами дошкольного образования. В связи с  желанием родителей обеспечить детям домашний режим не посещают ДОУ 7 детей с инвалидностью.

Группы кратковременного пребывания посещали 36 детей. В п. Иракинда при СОШ  функционирует подразделение МБДОУ «Березка», которое посещает 20 дошкольников. Охват детей разными формами дошкольного образования от 3 до 7 лет составляет 94,9%, что выше республиканского показателя на 19%. Спроса на услуги дошкольного образования для детей до 1,5 лет в районе нет, в МБДОУ ЦРР «Медвежонок» имеются свободные места.

В электронной очереди на конец 2014г. зарегистрированы 83 ребенка не достигшие 1,5 лет.

              Приоритетным направлением работы педагогов - дошкольников района является охрана и укрепление здоровья детей. Одним из показателей здоровья воспитанников являются группы здоровья: I - 46,5%, II- 46%,  III-7%,  IV- 0,5%,  показатель выше по сравнению с 2013 годом  на 1,7%.

              Дошкольные образовательные учреждения с 01.01.2014 года перешли на федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО).  Педагогическими коллективами ведется разработка образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО. Изменяется предметно-развивающая среда в соответствии со стандартами. В результате внешних контрольных мероприятий по ДОУ в 2014г. инспектирующими органами нарушений не выявлено (управление образования администрации Муйского  района, комитет  по контролю и надзору в сфере образования РБ, Государственный контроль).

Размер родительской платы:

Поселок городского типа - 3247 рублей (муниципальное ДОУ), 4347 рублей (частный ДОУ); село (муниципальное ДОУ) - 2250 рублей.

Расходы на питание детей от общей суммы платных услуг составляют 70% (МБДОУ «Петушок» - удешевление за счет дохода с приусадебного участка в сумме 50-60 тысяч рублей ежегодно); расходы на содержание – 30%.

Средняя заработная плата педагогов дошкольного образования на 01.08.2014г. составляет   – 34936,32 руб. (по данным ПЭО МКУ «РУО»). 

Сохраняется потребность в ремонтах на 2015 год:

  • требуется капитальный ремонт полов в МБДОУ «Березка»;
  • по предписанию РПН необходимо обустройство овощного цеха в МБДОУ «Солнышко»;
  • замена окон на стеклопакеты в МБДОУ ЦРР «Сказка» и «Медвежонок»;
  • строительство нового здания МБДОУ «Петушок».

Начальное, основное, среднее общее образование

Результаты Единого государственного экзамена 2014 года (с УКП)

Обязательные предметы

№ п/п

Год

русский язык

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

72

1

98,6

52,55

2

2013

101

0

100

60,25

3

2014

79

1

98,7

56,3

 

математика

1

2012

72

1

98,6

41,3

2

2013

101

0

100

48,5

3

2014

79

1

98,7

39,7

 








Результаты Единого государственного экзамена 2014 года

Предметы по выбору

№ п/п

Год

история

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

7

1

85,7

45,6

2

2013

17

0

100

58,5

3

2014

10

4

60

43,1

№ п/п

Год

английский язык

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

2

0

100

31,5

2

2013

5

0

100

64

3

2014

3

-

100

58,3

№ п/п

Год

география

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

1

0

100

55

2

2013

2

0

100

66,5

3

2014

4

-

100

53

№ п/п

Год

информатика

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

10

5

50

39,3

2

2013

12

0

100

67,5

3

2014

11

4

63,6

40,2

№ п/п

Год

биология

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

8

3

62,5

36,4

2

2013

20

1

95

46,4

3

2014

19

8

57,9

39,8

№ п/п

Год

химия

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

4

1

75

34,5

2

2013

11

1

90,9

63,7

3

2014

9

5

44,4

34,2

№ п/п

Год

физика

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

20

7

65

40,3

2

2013

22

1

95,5

58,8

3

2014

29

9

69

36,9

№ п/п

Год

обществознание

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

38

5

86,8

51,6

2

2013

55

3

94,5

60,8

3

2014

51

10

80,4

47,2

№ п/п

Год

литература

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

4

1

          75

35,3

2

2013

4

0

100

57,8

3

2014

4

1

75

47,3

№ п/п

Год

среднее по предметам по выбору

кол-во сдававших

кол-во уч-ся,

не преодолевших порог

% успеваемости

средний балл

1

2012

94

23

75,5

44,3

2

2013

148

6

96

59,2

3

2014

140

41

70,7

42,8

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги государственной итоговой аттестации выпускников IX классов 2014 года в форме ОГЭ

Обязательные предметы

 

№ п/п

Год

русский язык

кол-во сдававших

успевае

мость, %

качество знаний, %

1

2012

131

94

58

2

2013

153

91,2

55,4

3

2014

114

97,4

58,8

№ п/п

Год

математика

кол-во сдававших

успевае

мость, %

качество знаний, %

1

2012

131

90

58

2

2013

153

93,2

75

3

2014

114

97,4

36

 

Получение  выпускниками аттестатов с отличием (9 кл.) 

и награждение медалями (11 кл.)

 

 

ОУ

 

аттестаты с отличием 

 

золотые/серебряные медали

 

 

2011-2012

 

 

2012-2013

 

2013-2014

 

2011-2012

 

2012-2013

 

2013-2014

МБОУ «Таксимовская СОШ № 1 им.А.А.Мезенцева»

-

2

2

-

-

1/-

МБОУ «Таксимовская СОШ № 3»

 

3

1

1

1/-

1/1

2/-

МБОУ «Северомуйская СОШ»

 

-

-

1

-

-/1

-

МКОУ «Иракиндинская СОШ»

 

1

-

-

-/1

-

1/-

МКОУ «Усть-Муйская СОШ»

 

1

-

-

-

-

-

Всего

5

3

4

1/1

1/2

4/-

Доля от общего числа учащихся, закончивших ОУ

3,6%

2%

3,3%

2,3%

2,8%

4,9%

ЕГЭ и ГИА

Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в ЕГЭ (без УКП), в  Муйском районе в 2014г. составляет 100%, что выше республиканского показателя на 1,4%.

К государственной итоговой аттестации были допущены и  получили аттестаты об основном общем образовании 122 учащихся 9 кл. (100%), в том числе 4 выпускника закончили основную школу с отличием. К государственной итоговой аттестации в 11-х кл. были допущены 87 человек, сдавали единый государственный экзамен – 86 человек, в том числе выпускники прошлых лет.  Получили аттестат о среднем общем образовании 79 выпускников текущего года  (100%, без учета  учащегося по заочной форме обучения в учебно-консультационном пункте Таксимовской СОШ № 3. В данное время он обучается в БРМТИТ на базе основного общего образования). 4 выпускника 11 кл. награждены медалью «За особые успехи в учении».

В соответствии с положением о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего или среднего (полного) общего образования», на основании личных заявлений граждан в 2014г. аккредитовано 35 чел.: из них в качестве общественного наблюдателя за проведением ЕГЭ – 17 чел., в качестве общественного наблюдателя за проведением ГИА в 9-х кл. – 18 чел.

Среднегодовая общая численность учащихся школ района за  2014 год, составляет 1472 чел, из них 133 чел. (9%) в сельской местности. В том числе  в 4 школах района в 2014г. обучаются 6 учащихся - иностранных гражданин (5 граждан Украины и 1 гражданин Казахстана). В УКП обучаются 18 чел. по заочной форме. Количество  класс-комплектов по району составляет 79 и 2 группы (с учетом УКП). На начало учебного года численность учащихся в 1-4 кл. составит 636 чел., из них 63 чел в сельской местности, численность учащихся 5-9 кл.-670 чел., из них 49 чел. в сельской местности, численность учащихся в 10-11 кл. – 167 чел, из них 18 чел. в сельской местности. Численность первоклассников составила 167 чел., из них 19 чел. в сельской местности.

В среднем наполняемость классов в муниципальных образовательных учреждениях составляет 19 чел.: по городу 21,41 чел., по сельской местности - 8,64 чел. Показатели по сравнению с 2013г. снизились по причине оттока населения из Муйского района. Расходы бюджета  на общее образование в расчете на одного обучающегося в общеобразовательных школах составили 80,795 тыс.руб.

              20 учащихся: дети с ОВЗ (8 человек)  и инвалидностью (12 человек, один из них- старше 18 лет), обучаются в муниципальных общеобразовательных организациях (массовых школах) Муйского района  в обычных классах (не на дому). Из них: количество детей с ОВЗ (7 человек) и инвалидностью (10 человек), обучающихся в базовых общеобразовательных организациях, получивших субсидии на создание условий для инклюзивного образования детей-инвалидов в 2013-2014 годах - всего составляет 17 человек:

МБОУ «Таксимовская СОШ №1 им. А.А. Мезенцева» - 11 человек (7 детей  с ОВЗ и  4 с  инвалидностью),

МБОУ «Таксимовская СОШ №3» - 3 ребенка-инвалида,

МБОУ «Усть- Муйская СОШ» - 3 ребенка с  инвалидностью.

              Обучаются на дому  24 ребенка: 13 детей с ОВЗ и 11 с  инвалидностью (один из них - старше 18 лет). Количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях (массовых школах) в специальных (коррекционных) классах (не на дому)  составляет 24 ребенка:

МБОУ «Таксимовская СОШ №1 им. А.А. Мезенцева» - 8 детей (6в класс), 

МБОУ «Таксимовская СОШ №3» - 10 человек (3г и 6г классы),

МБОУ «Усть- Муйская СОШ» - 6 человек (3б класс).

Всего 4 специальных (коррекционных) класса  в муниципальных общеобразовательных организациях (массовых школах) Муйского района. 

Общее количество часов предусмотренных на индивидуальное обучение составляет 221 ч.

Не охвачены школьным образованием,  не обучаемы по медицинским показаниям  3 ребенка с инвалидностью. Дистанционно обучаются 2 ребенка с инвалидностью в ГБОУ «Республиканский центр образования и ПМСП» МОиН РБ.

В Муйском районе реализуется государственная программа  Российской Федерации «Доступная среда». В 2014г. в МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа  № 3» выполнены работы по созданию универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей-инвалидов: замена дверных блоков; устройство поручней на лестничных площадках; ремонт актового зала; реконструкция сцены; выполнены разные работы:

- приваривание поручня в туалетной комнате,

- устройство порогов деревянных.

 15 педагогов общеобразовательных учреждений, в которых создается безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, и психолого-медико-педагогических комиссии, проходят в 2014-2015 уч. году профпереподготовку по вопросам организации интегрированного образования детей-инвалидов в Сибирском институте дополнительного образования г. Омск «Олигофренопедагогика», 524 ч.

Работа с педагогическими кадрами.

 Ключевым фактором обеспечения высокого уровня образовательных услуг в соответствии с современными требованиями является качество педагогических кадров, поэтому одним из приоритетных направлений своей деятельности районное управление образования считает работу по совершенствованию педагогического корпуса: обеспечению укомплектованности образовательных организаций квалифицированными кадрами с соответствующим профильным образованием, повышению уровня квалификации и профессионального мастерства педагогов.

                 В связи с тем, что сеть учреждений общего образования за последние 3 года не изменилась, количественный состав педагогических кадров остаётся на прежнем уровне (2012г. – 116 чел., 2013г. – 119 чел., 2014г. – 116 чел.). Вместе с тем, слабое обновление педагогического состава молодыми кадрами и увеличение среднего возраста педагогов, а также выезд из района учителей, в т.ч. по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, отражается на его качественном составе:

год

кол-во педагогов всего

по возрасту

менее 25 лет

25-35 лет

35-55 лет

пенс. возр.

2012-13

116

3

2,6%

14

12%

74

63,8%

25

21,6%

2013-14

119

4

3,3%

13

11%

77

64,7%

25

21%

2014-15

116

4

3,4%

16

13,8%

64

55,2%

32

27,6%

 

год

кол-во педагогов всего

из них по квалификационным категориям

кол-во/процент

высшая

первая

вторая и соответствие

без категории

% категорий

ности

2012-13

116

22

19%

49

42,2%

14

12,1%

31

26,7%

73,3

2013-14

119

20

16,8%

51

42,9%

9+6

12,6%

33

27,7%

67,2

2014-15

116

20

17,2%

52

44,8%

2+20

1,7+17,2

22

19%

63,8

 

Сравнительный анализ приведённых данных показывает, что 27,6% учителей школ являются пенсионерами, лишь 17,3 % - в возрасте до 35 лет, что ниже аналогичного  российского и республиканского показателей (РФ – 22,3%, РБ – 22,3%).

На начало 2014-15 уч.г. в школах  имелась потребность в 9-ти педагогах, 7 вакансий закрыты за счёт привлечения педагогов-совместителей, передачи часов учителям других предметов, 2 вакансии  остаются  открытыми: 27 часов англ. языка в Усть-Муйской СОШ и 6 часов химии в Северомуйской СОШ. В МКОУ «Усть-Муйская СОШ» в 2014г. начали работу 2 учителя - иностранных гражданина (граждане Украины) Российской Федерации.  С учётом этого укомплектованность школ педкадрами на начало 2014-15 уч.г. составила 98,3%. Во исполнение последних требований Рособрнадзора об обязательном наличии у педагога образования по преподаваемому предмету проводится целенаправленная работа по обучению по программам профессиональной переподготовки: за последние 3 года переобучены 4 учителя Иракиндинской и Усть-Муйской школ, ещё проходят обучение 7 педагогов. Кроме того, в целях обеспечения кадровых условий по реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья 18 учителей-предметников обучаются по программе «Олигофренопедагогика»,  11 руководителей проходят переподготовку по программе «Менеджмент в образовании», 6 педагогов – другие предметы. 5 учителей английского языка начали обучение по годичной программе повышения квалификации в рамках проекта «Онлайн-школа по английскому языку» в международном Образовательном центре «ИФ Инглиш Фест СНГ».

      Всего повышение квалификации прошли в 2014г. 138 человек  (7 руководителей, 102 педагога, 29 - прочие) – 707,958 тыс.руб. (включая командировочные расходы). В том числе: 62 человека обучились по вопросам ФГОС и прохождения аттестации. По программе переподготовки прошли обучение  2 руководителя и 1 педагог – «Менеджмент». 

Закрепляемость молодых специалистов, прибывших в школы за последние 3 года, составила 100% (3 человека). Районным управлением образования налажен тесный контакт с педагогическими образовательными учреждениями республики: Бурятским государственным университетом и Бурятским республиканским педагогическим колледжем. Потребность в педагогических кадрах регулярно подаётся в МОиН РБ и Центр занятости населения, ежегодно участвуем в распределении БГУ и БРПК,  в школах ведётся профориентационная и агитационная работа с выпускниками по выбору педагогической профессии с целью целевого обучения. Вместе с тем, как показывает практика, проводимых мероприятий и мер социальной поддержки, оказываемых молодым учителям, приезжающим в район, не достаточно для привлечения ´большего числа выпускников педагогических вузов и ссузов. Среди основных причин отказа приезда в Муйский район низкая зарплата молодых специалистов, особенно не имеющих северного стажа и надбавок, и отсутствие постоянного жилья.

При устройстве на работу молодым специалистам выплачиваются подъёмные средства в размере единовременного пособия в размере 4 должностных окладов для городской местности,  6 должностных окладов  для сельской местности и материальной помощи в размере одного должностного оклада. При предоставлении подтверждающих документов оплачивается проезд к месту работы, а также провоз багажа,  прохождение медицинского осмотра при устройстве на работу. Помимо единовременных выплат молодым специалистам образовательными учреждениями предусматриваются ежемесячные доплаты, утверждённые Положениями о распределении стимулирующих выплат педагогическим работникам в виде повышающих коэффициентов до 0,3 к базовому окладу или фиксированных сумм (от 500 до 1000 руб. без учёта районного и северного коэффициентов) в течение первого года работы. Для обеспечения методической поддержки и повышения профессионального уровня молодых педагогов на уровне образовательных учреждений  практикуется наставничество опытных учителей и методическое сопровождение администрацией школ: консультирование по вопросам планирования учебного процесса, ведения документации, методики преподавания учебных предметов, построения взаимоотношений с участниками образовательного процесса, других профессиональных затруднений. С этой же целью при диагностико-методическом центре РУО  организована «Школа молодого учителя».

Районным управлением образования по согласованию с руководством администрации района принято решение о разработке в 2015 году подпрограммы «Педагогические кадры для школ» в рамках муниципальной программы развития образования, основными мерами которой будут увеличение суммы подъёмных выплат молодым специалистам, повышение заработной платы за счёт гарантированных ежемесячных надбавок в течение первых 3-х лет работы, целевое обучение выпускников школ района.

Численность работающих в муниципальных общеобразовательных учреждениях (без совместителей) за 2014 год составляет 139 чел., в т.ч. численность учителей – 96 чел., прочего работающего (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а так же работников, не осуществляющих учебный процесс) – 43 чел.

Работа районного диагностико - методического центра (РДМЦ) районного управления образования направлена на решение следующих задач:

- содействие развитию муниципальной системы образования;

- создание условий для  развития образовательных учреждений общего образования образования детей;

- оказание методической поддержки образовательным учреждением в освоении и введении в действие Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения;

- создание условий для организации и осуществления повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- оказание методической и консультационной поддержки всем участникам образовательного процесса.

На протяжении последних лет особое значение уделялось развитию учительского потенциала -  повышению уровня компетентности педагогических кадров. В 2014 году работа  формы работы РДМЦ по повышению квалификации педагогов разнообразны: семинары,  мастер-классы, конференции,  курсы повышения квалификации.

В 2014  году продолжалась работа по аттестации педагогических работников района по новой форме: аттестовано на высшую категорию -  7 педагогов; на первую категорию  - 35 педагогов; на  соответствие должности – 4 педагога.

Доля работников образования с высшей квалификационной категорией в общей численности квалифицированных работников составляет 11 %. Снижение показателя связано с изменением процедуры и Порядка аттестации педагогических работников. Реализуется механизм переобучения и переподготовки педагогических кадров для работы в средних общеобразовательных учреждениях на базе БРПК, БГУ.

Продолжатся работа по реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на ступени начального общего образования в 1-4 классах. Численность учащихся, обучающихся по ФГОС НОО от числа учащихся 1-4 кл., составляет – 636 чел. (100 %), от общего количества учащихся всех школ района – 43,2 %.

В 4-х классах  разработаны и утверждены учебные планы с учетом введения курса «Основы религиозной культуры и светской этики»; учебные программы по модулям курса «Основы религиозной культуры и светской этики», выбранные учащимися в Муйском районе: «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». На 2014-2015 учебный год сформирован банк данных по учителям, которые осуществляют преподавание в школах курса «Основы религиозной культуры и светской этики», из которых учителей начальных классов - 5, учителей истории и обществознания – 2. Из них имеют первую квалификационную  5 чел., вторую 1 чел., имеет соответствие занимаемой должности 1, не имеют квалификационной категории 0 чел. Все учителя прошли курсы повышения квалификации по данному направлению. В школах ежегодно  проводится разъяснительная, информационная работа среди учащихся 3 классов и родителей (законных представителей) по выбору для обязательного изучения одного их модулей учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе; родители ознакомлены с нормативно-правовой базой по введению данного курса «Основы религиозной культуры и светской этики».

Организация ВСЕОБУЧА

В целях недопущения нарушений законодательства об образовании, в соответствии с Методическими рекомендациями по выявлению и учёту несовершеннолетних, длительно (систематически)  не посещающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях всех типов и видов, независимо от ведомственной принадлежности (утверждено Постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия от 06.02.2015г.№1) МКУ «Районное управление образования» осуществляет контроль за деятельностью образовательных  организаций  по сбору данных о детях, подлежащих обучению, о детях, не получающих образование в нарушение закона,  за ведением документации по учету и движению учащихся.

2 раза в месяц: к 10 и 25 числу  каждого месяца в течение учебного года МКУ «Районное управление образования» представляет в Министерство образования и науки Республики Бурятия  информацию по обучающимся длительно (систематически) не посещающим по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях в течение календарного (отчётного) периода, с указанием мер, принимаемых общеобразовательными организациями с целью возобновления обучения несовершеннолетнего, и результатов проделанной работы. Отчет Муйского района об исполнении законодательства об обязательном общем образовании составляется в трех экземплярах, которые 10 и 25 числа ежемесячно в течение учебного года передаются:

  • в МОиН РБ (подается в сканированном виде, оригинал хранится в Муйском РУО);
  • главному специалисту комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО «Муйский район» Скок М.И.;
  • начальнику ОУУП и ПДН ОМВД РФ по Муйскому району Т.В. Базаровой.

Обеспеченность школьных библиотек учебниками

В рамках комплекса мер по модернизации общего образования в 2014 году из средств республиканских субвенций муниципальным образованиям:  приобретено  учебников    4038  экз. на сумму  1592278, 01 рублей. На средства, предусмотренные районным бюджетом 2014 г.: приобретено учебников   938  экз. на сумму     291262, 25 рублей,  что позволило повысить общий процент обеспеченности учебниками библиотечных фондов школ  с  62% до 80,74%. Обеспеченность библиотечных фондов в 1-4 классах по району составляет 100 %.  Приобретено в 2014 г. учебников в личное пользование 3985экз. на сумму 1185855рублей.  Доля учебной литературы, находящейся в собственности учащихся   -  19,46% . Обеспеченность учебниками (с учетом личных) в % :1-4 кл.-100%;  5-9 кл.- 95,34%; 10-11кл.-97,26%.  Итого 97,5%. 

В результате деятельности РДМЦ  в 2014 учебном году был создан комплекс информационно-методических условий для оказания практической методической помощи педагогам в процессе внедрения ФГОС второго поколения в образовательных учреждениях района:

·                    проведение мониторинга  организации   перехода   на  ФГОС  второго поколения   в школах;

·                    рассмотрение вопросов перехода на ФГОС второго поколения на заседаниях районных методических объединений.

В апреле 2014 года в результате экспертного обследования Рособрнадзора уровня и качества подготовки обучающихся по литературному чтению в 4-х классах, по математике в 4-х, 9-х, физике в 9-х классах были выявлены низкие  показатели. Районным диагностико-методическим центром была проведена следующая работа по повышению качества образования:

·                    произведен учет неуспевающих детей по темам и разделам;

·                    разработаны и утверждены графики индивидуальных и групповых консультаций по конкретным темам;

·                    организована работа по  повышению квалификации учителей предметников;

·                    организовано проведение мастер-классов для учителей, оказано адресное методическое сопровождение образовательных организаций, составлен План  повышения качества образования в районе;

·                     взята на особый контроль работа заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, посещение уроков  учителей образовательных организаций.

В результате принятых мер и по итогам мониторинговых работ было отмечено повышение качества на 15% - 20%.

В районе ведется работа по усовершенствованию системы методической службы, основная деятельность которой в 2014 учебном году была направлена на дальнейшее развитие сетевых форм взаимодействия, как наиболее инновационных и перспективных.

В целях повышения качества образования, РДМЦ определил направления, по которым будет работать ближайшие два года. В новых условиях и в соответствии с Федеральным Законом об образовании (ст.19, ст. 20) главной целью методического кабинета будет создание механизма повышения качества образования через решение управленческих проектов:

  • Профильное обучение (МБОУ «Таксимовская СОШ №1», МБОУ «Таксимовская СОШ №3», МБОУ «Иракиндинская СОШ», МБОУ «Усть-Муйская СОШ»);
  • Система оценивания в школе (формирующее оценивание) (МБОУ «Таксимовская СОШ №1», МБОУ «Северомуйская СОШ);
  • Внеурочная деятельность как один из механизмов реализации Основной образовательной программы школы (МБОУ «Таксимовская СОШ №3»);
  • Реализация ФГОС в малокомплектной школе (МБОУ «Иракиндинская СОШ»).

Кроме того, в районе создается институт тьюторства, призванный оказать методическую помощь школ с лучшими результатами по ЕГЭ и ОГЭ школам, где эти результаты не так высоки. По обязательным предметам русскому языку и математике результаты ЕГЭ не устойчивы, однако в 2014г. все школы соответствуют среднему республиканскому уровню. Некоторые показатели в 2014 году выше республиканских: МБОУ «Иракиндинская СОШ » по русскому языку 55,7 баллов (республиканский балл - 55,07), МБОУ «Северомуйская СОШ » по математике 45 баллов (республиканский балл - 43,58).

школа

2012

2013

2014

Русский язык

математика

Русский язык

математика

Русский язык

математика

МБОУ «Таксимовская СОШ №1»

48,1

38,8

33,9

44,1

55,7

33,7

МБОУ «Таксимовская СОШ №3»

50,9

40,6

60,9

53,3

58

43,1

МБОУ «Иракиндинская СОШ»

66,4

44

57,8

34

57,8

41,3

МБОУ «Северомуйская СОШ »

62,5

48,5

69,5

50,9

54,3

45

МБОУ «Усть-Муйская СОШ »

48,8

34

52,5

36

53,8

29

Важная роль в повышении педагогического мастерства отводится работе районных методических объединений. Анализ работы районных методических объединений дает основание констатировать, что уровень их деятельности в значительной мере обновляется, появляются новые формы работы, используются современные технологии сетевого взаимодействия. Указанные формы работы  способствуют профессиональному развитию педагогов.

В методической работе школ обозначена проблема,  с которой сталкиваются педагоги и администрации образовательных  организаций                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        и которая  планомерно решается: учитель - нуждается в переосмыслении своей роли в современном образовании, нуждается в постоянном профессиональном росте (профпереподготовка, повышение квалификации, сомобразование).

Мониторинговые мероприятия в рамках создания муниципальной системы оценки качества образования, проводимые диагностико-методическим центром и районными предметными методическими объединениями учителей, показывают, что большинство педагогов осознают потребность обновления содержания образования в условиях его модернизации и реализации ее главной цели – достижение нового качества образовательной подготовки школьников. Большинство педагогов готовы к переходу на обучение учащихся по новым ФГОС, стараются внедрять системно-деятельностный подход, проводят уроки с применением проектных задач, проектов, организуют работу в парах, в группе, проводят рефлексию, самооценку и взаимооценку.

Большое внимание учителями уделяется внеклассной работе по предметам. Ежегодно в школах проводятся олимпийские учебные игры, предметные недели, методические дни, методические декады и месячники, в рамках которых проводятся различные формы внеклассной работы: КВНы, викторины, конкурсы проектов и др.. Большое внимание педагоги уделяют работе с детьми, мотивированными на учёбу, их подготовке к участию  в олимпиадах, научно-исследовательских конференциях и предметных конкурсах  различных уровней. Традиционно на районном  уровне проведены муниципальные этапы Всероссийской олимпиады школьников, республиканской олимпиады по математике и логике среди средних классов, республиканской олимпиады младших школьников «Байкальчонок», научно-исследовательские конференции «Я – исследователь» (для 1-4 кл.), «Паруса науки» (для 5-11 кл.), другие формы мероприятий, победители и призёры которых участвуют в их следующих этапах. Кроме этого, по линии РМО запланированы и проводятся дополнительные конкурсы интеллектуальной направленности районного уровня (олимпиада по английскому языку среди 5-8 классов, конкурс портфолио среди учащихся 1-4 классов, конкурс видеороликов на английском языке «Моя малая родина» для старшеклассников и др.).

В связи с необходимостью больших финансовых затрат для участия школьников в очных мероприятиях учителями широко используются возможности сети Интернет для участия в заочных (дистанционных) конкурсах и проектах по предметам и расширения образовательных возможностей учащихся, тем самым решая проблему территориальной удалённости района. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

Под руководством учителя математики высшей категории Панченко Г.К. (Таксимовская СОШ № 3) учащиеся нескольких классов обучаются  с применением дистанционных технологий по программе сайта «UZTEST», где ведется опережающее обучение, углубление в предмет.  На протяжении нескольких лет учащиеся Таксимовской СОШ № 1 им. А.А. Мезенцева  обучаются в Дистанционной математической школе (ДМШ),  организаторами которой являются  Новосибирский центр продуктивного обучения «Школа-плюс», Межрегиональный оргкомитет  конкурсов программы ИИПО СЗО РАО «Продуктивные конкурсы для всех», Центральный оргкомитет конкурса "Человек и природа".

Среди организаторов дистанционных предметных конкурсов, с которыми наиболее активно сотрудничают школы района:

-  Центр  интеллектуальных и творческих состязаний "Уникум",

 - телекоммуникационный образовательный проект "Удивительный мир физики", проводимый Ярославским Центром телекоммуникаций и информационных систем в образовании совместно с Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского,

- образовательная траектория Центра «Снейл» через обучающие конкурсы, предметные олимпиады и недели, конкурсы-игры и конкурсы для всей семьи, конкурсы и олимпиады для учителей, обучающие всеобучи и оргдеятельностные проекты,

-   Центр дистанционной сертификации учащихся  «ФГОСТ тест»  г. Омск,

-  Центр  поддержки талантливой молодежи г. Бийск,

- Институт Развития Школьного Образования г. Калининград и многие другие.  

Положительными сторонами такой формы обучения и познавательно-продуктивной деятельности являются значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам, что способствует возрастанию мотивации учащихся к обучению, усилению их творческой составляющей в учебной деятельности.

Под руководством своих наставников по итогам участия в дистанционных предметных олимпиадах и конкурсах за год детьми получено 1824 диплома победителей, призёров и лауреатов российского и международного уровней (с учётом участия одного ребёнка в нескольких мероприятиях). Не менее успешны в этом направлении и сами педагоги, которые заняли 52 призовых места победителей, призёров и лауреатов дистанционных профессиональных конкурсов. Большинство учителей школ (где позволяет скорость интернет) имеют свои собственные сайты и странички на образовательных порталах в интернет, являются участниками разных сетевых педагогических сообществ.

В Муйском  районе целенаправленно поддерживается творческая среда, обеспечивающая возможность самореализации учащихся в образовательных учреждениях.

Одним из значимых мероприятий, по интеллектуальному развитию обучающихся, является региональная научно-практическая конференция  учащихся «Шаг в будущее».  В 2014 году от Муйского района в конференции принимали участие 9 обучающихся результаты таковы:

  • МБОУ «Иракиндинская СОШ»  -  2 участника, 2 первых места;
  • МБОУ» Таксимовская СОШ №3» 7 участников: одно первое место, четыре вторых, два третьих.

Важную роль играет Всероссийская олимпиада школьников. В этом году 5 школьников Муйского района оказались в числе победителей и призеров регионального этапа.

Традиционными стали: конкурс юных чтецов «Живая классика»,  олимпиада учащихся 6-8 кл. по английскому языку, математике, логике, научно-практическая конференция «Паруса науки», краеведческая конференция «Летопись родного края», районный конкурс «Подросток и закон», конкурс «Ученик года».

Одним из приоритетных направлений в работе педагоги считают пропаганду здорового образа жизни. Учителями физической культуры ведётся мониторинг физического развития школьников посредством спортивного тестирования по нескольким видам упражнений в начале и конце учебного года и сравнения результатов учащихся. Численность школьников в районе, освобождённых от посещения уроков физкультуры по состоянию здоровья,  продолжает увеличиваться (62 чел. в сравнении с  53 в 2013-14 уч.г.). Вместе с тем, на фоне общего снижения физического развития школьников за последние годы во всех школах отмечается положительная динамика роста доли учащихся с высоким уровнем физподготовки за счёт снижения низкого и среднего уровней в сравнении на начало и конец учебного года. Этому способствует целенаправленная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, проводимая с детьми школьного возраста, направленная на повышение двигательной активности учащихся, развития их физических способностей и волевых качеств.

Школьным этапом Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» были охвачены 60,3 % детей 1-11 классов,   «Президентскими спортивными  играми»  - 59 % учащихся 5-11 классов.  По совместному решению РМО учителей ФК, РУО и ДЮСШ «Президентские состязания» на муниципальном уровне проводятся на одной из параллелей 5-7 классов, «Президентские спортивные игры» - среди 8-11 классов ввиду сложностей из-за удалённости населённых пунктов района с подвозом детей на соревнования. Поэтому доля участников районного этапа остаётся невысокой (7-8 % от количества учащихся 5-11 классов). Программа районного уровня данных соревнований школьников ориентирована на программу всероссийского этапа (кроме плавания).        

В 2013-14 уч.г. к началу зимних Олимпийских игр в Сочи была завершена  районная акция «Займись спортом 2014 часов и стань участником олимпийского движения» в рамках одноимённой республиканской акции, которая продолжалась в течение 4-х лет. Общее количество участников акции за весь период проведения составило 114 человек 5-11 кл., из них до финала дошли 48 учеников всех школ района. Проведённое мероприятие способствовало пропаганде здорового образа жизни среди школьников, стимулированию детей и подростков к занятиям физкультурой и спортом, воспитанию у них целеустремлённости, настойчивости, упорства и других качеств характера спортсмена.

В районе продолжает проводиться ежегодная спартакиада школьников. По итогам соревнований по пяти видам спорта в 2013-14 уч.г. в очередной раз победителем среди городских школ стала команда Таксимовской СОШ № 3, среди сельских – Иракиндинская СОШ.

Вовлечение школьников в массовую физкультурно-спортивную работу позволило  повысить общее количество занимающихся по сравнению с предыдущим годом: 2014 г. – 711 чел. /48,9% (2013 год - 675 чел./45,6%, вместе с тем количество детей, занимающихся в спортивных секциях на базе школ – снизилось до 96 чел.  (2013 год – 174) в связи с оптимизацией штатных расписаний и ФОТ школ. Поэтому школы п. Таксимо практикуют предоставление помещений под спортивные секции тренерами-преподавателями ДЮСШ.

Обеспечение школьников горячим питанием     

Во всех общеобразовательных школах функционируют школьные столовые, организованным горячим питанием охвачены 1207 учащихся (83,9%). Согласно Постановлению администрации МО «Муйский район» от 02.09.2014 № 834  360 учеников обеспечены бесплатным питанием за счёт средств софинансирования из РБ и МБ. Это дети из малообеспеченных семей, в том числе дети в ТЖС, что составляет 29,8 % от количества питающихся и 25% от общего количества детей школьного возраста дневной формы обучения.

В целях обеспечения калорийности рационов питания школьников по возрастным группам учащиеся 1-6 классов получают горячие завтраки, 7 -11 классов – обеды. Стоимость питания школьников дифференцирована по возрастным группам: 30 руб. завтрак и 38 руб. обед. За счёт средств муниципального бюджета предоставляется дотация на питание детей, из малообеспеченных семей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации: из расчета на одного ребенка в день 20-28 руб. (при одноразовом) и 10 руб. из средств РБ. Общие расходы бюджета на осуществление льготного питания школьников за 2014 год составили 1594,398 тыс. руб., из них РБ -827,369 тыс.руб., МБ - 767,029 тыс.руб., доходы от пришкольного участка Усть-Муйской СОШ – 28 тыс. рублей, родительская плата – 3399 тыс. рублей.

 В 2014г. в п.Таксимо были организованы курсы повышения  квалификации для поваров и завпроизводством: обучено 17 работников пищеблоков СОШ и ДОУ ( расходы за обучение -81,253 тыс.руб.). Закуплена программа для всех школ   «1С: Школьное питание», по одному человеку от школ обучено работе с программой в г. Северобайкальске. Расходы составили (включая командировочные) – 32,964+57,250 тыс. руб.

При подготовке к 2014-2015 учебному году уделено внимание укреплению материально-технической базы школ:

·                    Приобретена мебель на школы на сумму РБ-983,13 тыс. руб., МБ-46,1 тыс.руб.

·                    Выполнены бетонные работы, ремонт потолочного покрытия в Таксимовской СОШ № 3  на сумму МБ-791,99 тыс. руб.

·                    Ремонт по обеспечению доступной среды в Таксимовской СОШ № 3  на сумму  1270,2 тыс. руб.

·                     Капитальный ремонт пола в Иракиндинской СОШ на сумму из МБ-400 тыс.руб.

·                    Выполнен ремонт туалетов в здании ЦДЮТиЭ на сумму из МБ-212,39 тыс.руб.

Остается открытым вопрос строительства Усть-Муйской СОШ с учетом рекомендаций ООО ПКФ «Желдорстройпроект».

           Осуществляется подвоз учащихся к школе и обратно в п.Таксимо, п.Северомуйск, с.Усть-Муя. Доля детей, подвозимых к месту учебы в общей численности детей составила  18 %. В  МБОУ Таксимовская СОШ № 1  количество учащихся во вторую смену снизилось,  в связи с чем было увеличено количество утренних рейсов школьного автобуса, что способствовало увеличению показателя.

 Процесс воспитания школьников Муйского района осуществлялся в общеобразовательных организациях через систему воспитательной работы, которая сложилась под воздействием различных факторов: кадрового потенциала учреждения, традиционных мероприятий, социума школы, организацию дополнительного образования  и ряда иных факторов и имеет как  специфические особенности, так и общие для всех характерные черты – создание условий для формирования и развития высококультурной, интеллектуальной, толерантной и социально активной личности.

 

Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях

Дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях района  имеет специфические особенности.  Отсутствие финансирования педагогов  школ на ведение дополнительной образовательной деятельности побудило руководителей школ к сотрудничеству с социальными партнёрами:  на базе общеобразовательных школ действуют 26 объединений дополнительного образования, представленных четырьмя учреждениями дополнительного образования: ДЮСШ, ЦДОД «Созвездие», ДТДиМ «Радуга», МБО ДО «Учебный центр».    

 В малокомплектной школе  МКОУ «Иракиндинская СОШ», при отсутствии учреждений дополнительного образования, администрация школы смогла наладить сотрудничество с ГДК «Верас», организовав силами педагогического коллектива реализацию 306 часов дополнительного образования.  Общее количество учащихся, посещающих кружки, составило 158 человек, при этом средний процент охвата составил 46% детей. В МБОУ «Таксимовская СОШ № 3» налажено эффективное взаимовыгодное сотрудничество с организациями дополнительного образования – ДТДи М «Радуга», ДЮСШ, ЦДиЮТиЭ, ТДШИ, ГДК «Верас» - всего на базе школы организовано 14 кружков и спортивных секций. Широко представлено спортивное и художественно – эстетическое направления. Наибольшей популярностью пользовались объединения «Театр «Люди и куклы «Вытворяшки», «Радужный мир» (ДТДиМ «Радуга»), «Туристы России» (ЦДиЮТиЭ), спортивные секции – «Волейбол», «Баскетбол», «Шахматы», Акробатика», «Футбол», «Каратэ –до» (ДЮСШ) . В МБОУ «Северомуйская СОШ» созданы хорошие условия для организации дополнительного образования школьников – на базе ОУ с января 2014 года развернули свою деятельность объединения дополнительного образования ДДТ «Родничок» (реорганизовано путем слияния с ЦДиЮТиЭ). Охват дополнительным образованием составил 100%, с учетом занятий в двух и более объединениях. В МКОУ «Усть – Муйская СОШ»  в 2014 учебном году работа дополнительного образования осуществлялась по следующим направлениям:  спортивно-оздоровительное и внеурочная деятельность в рамках ФГОС. На базе школы работала секция «Волейбол. Баскетбол» по линии администрации МО «Муйский район». Также на базе школы учащиеся осваивают курс «Кроликовод», «Овощевод»  от МДО ДО «Учебный центр» - 30  учащихся.  При сотрудничестве с МКУ СКК «Муйские зори»  учащиеся Усть-Муйской СОШ  осваивают навыки хореографии  и принимают участие в культурной жизни посёлка. Занятость учащихся  дополнительным образованием на конец учебного года составляет  85 %.

При формировании кружковой работы учитывались интересы школьников и их родителей, а также особенности образовательного пространства школы. Мы стремимся использовать активные формы работы: проектную деятельность, экскурсии, олимпиады, акции и т.д.

Внеурочная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих работ на  ежегодных районных научно-практических конференциях школьников «Летопись родного края», «Паруса науки».  

Профилактика безнадзорности, правонарушений, преступлений и суицидов среди  несовершеннолетних.

В соответствии с планом по реализации закона «О системе профилактики правонарушений в РБ» в школьные воспитательные планы включены мероприятия по профилактике. В деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних  акцентируется внимание на раннюю профилактику, цель которой - снижение уровня правонарушений среди учащихся школы путем проведения мероприятий воспитательно-нравственного содержания, расширение  кругозора учащихся по вопросам правовой культуры. Основными направлениями работы являются: осуществление правового образования учащихся; работа Совета  профилактики правонарушений; пропаганда здорового образа жизни; правовое образование родительской общественности; взаимодействие с органами системы профилактики; работа с учениками и их родителями; организация взаимодействия с администрацией школы.

            С  2014 года в школы внедряется новая служба – служба медиации (примирения), которая направлена на разрешение различных конфликтов между участниками образовательного процесса. В  районе в 4-х школах  из 5-ти она организована.

          В школах района организуется и служба школьных омбудсменов.

          Одно из средств профилактики - проведение уроков медиабезопасности школьников, на которых учащимся  рассказывают о правилах ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправного контента в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи.

           Кроме того, на основании писем из Минобрнауки России и Министерства образования и науки Республики Бурятии «О проведении единого урока безопасности в сети Интернет» с 10-13 ноября  2014 г. в 5-11 классах в  пяти образовательных организациях Муйского района проведено 39 уроков. Цель этих уроков:  повышение безопасности и правовой защищённости в глобальной сети  и профилактика правонарушений в Интернет.

             По результатам мониторинга здоровья обучающихся и ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними в 2014г. наблюдается улучшение всех показателей по отношению к 2013г. Эпидемиологическе употребление  алкоголя от общего количества школьников составляет  4,7% ( улучшение показателя по сравнению с 2013г. на 8%);  табака –8,7% ( улучшение показателя на 38 %); ингаляторов – 0% ( снижение на 0,1%); марихуаны – 0% ( снижение на 0,01%).

Система школьного самоуправления

            Во всех пяти школах района действует  система школьного самоуправления.

Наиболее эффективно она работает в МБОУ «Северомуйская СОШ» и в МБОУ «Таксимовская СОШ № 1».

           МБОУ «Северомуйская СОШ» имеет богатый опыт развитого ученического самоуправления, организованного на 3-х уровнях: в классных коллективах, на уровне школы и на уровне соуправления при участии Управляющего совета школы. Сформированы и функционируют достаточно результативно и самостоятельно органы школьного самоуправления, имеется нормативная документация, проводится учеба актива и организуются как традиционные, так и новые по форме мероприятия  - такие, как конкурс социальных проектов «Наша новая школа», «Новогодний эрмитаж», «Письмо Деду Морозу», акция «Подари улыбку миру!», акция «Наш чистый школьный двор». Учащимися организован выпуск школьной газеты «Школьная новь», проводилась диагностика уровня развития самоуправления, которая показала в целом высокий уровень развития. Достижения школьников и педагогического коллектива позволили обобщить опыт работы коллектива по организации ученического самоуправления и провести на базе школы районный семинар классных руководителей по теме:  «Совершенствование работы  органов ученического самоуправления как средство создания демократического и открытого процесса воспитания в школе».

В МБОУ «Таксимовская СОШ № 1» работает программа «Ученическое самоуправление». Структура управления  - Республика «Школярия»,  которая         живет по своим законам более 11  лет. Управление Республикой осуществляется исполнительным органом – Парламент, которое избирается на один год. По инициативе Парламента в текущем году проводился конкурс «Самый лучший класс», который включал основные критерии: успеваемость и посещаемость, уровень активности классных коллективов, спортивные достижения, общешкольные конкурсы – «Это наш класс», Олимпийский день, «Битва хоров».  По результатам данного конкурса победителями стали – 4А класс, 6Б класс и 11 класс. Впервые были организованы: круглый стол «Если бы я был учителем», практикум «Образ выпускника 1-ой школы»,  в течение года проводились неоднократные рейды по проверке соблюдения Общих требований к одежде обучающихся. Члены Парламента делали замечания, выступали не раз  на дисциплинарных линейках, обращались за помощью в Управляющий совет. Впервые за последние восемь лет, члены Парламента инициировали некоторые мероприятия, подготовили и провели их,  активно работали в составах жюри всех школьных конкурсов.

Члены Парламента – «пример для подражания»: дисциплинированны, ответственны, позитивны, активные участники всех школьных КТД.

           В МКОУ «Иракиндинская СОШ» самоуправление школьников  происходило через реализацию программы «Самоуправление»: выборы Президента и  Совета  старшеклассников. Несомненным достоинством и достижением в организации самоуправления стала организация школьной радиостанции  «ШоКОЛАд. FM», с помощью которой не только освещались события и мероприятия, приобретались новые знания посредством ведения рубрики «Познание», но и происходило сплочение коллектива, развивалась мотивация к учебной деятельности и развитию творческих способностей детей. Радиовещание в течение годы было регулярным, постепенно рождались новые рубрики, всего их к концу года стало 3 – «День Варенья», «Познание», «Школьная почта». По опросу о полезности, популярности радио, проведенному детьми, выявлено положительное отношение всех респондентов к выпускаемым передачам, в целом – к школьной радиостанции  «ШоКОЛАд. FM». В МБОУ «Таксимовская СОШ №3» создана лидерская группа из представителей классных коллективов в составе 6 человек, которые и образовали Ученический совет, заседания которого проходили один раз в месяц. На заседаниях обсуждался план подготовки и проведения общешкольных мероприятий. В МКОУ «Усть – Муйская СОШ» с 2012 года действует  Совет старшеклассников «Статус» (Совет Творческих Активных Трудолюбивых Умных Старшеклассников). Девиз «Статуса»: «Не согласен - отвергай, отвергая - предлагай, предлагая - делай!». Возглавляет Совет старшеклассников Председатель, избранный членами Совета тайным голосованием. Председатель Совета старшеклассников координирует работу секторов, ведёт  заседания Совета старшеклассников. Совет старшеклассников объединяет 5 секторов: «Образование», «Пресс-центр», «Культура и досуг», «Спорт», «Труд», - в  работе которых принимают участие представители 8 - 11 классов. В каждом секторе избирается Глава и его помощник.

Система патриотического  воспитания в школах района

             Патриотическое воспитание является приоритетным направлением  воспитательной работы в школе. Система патриотического воспитания включает в себя традиционные  мероприятия  гражданско – патриотической направленности,  посвященные  в том числе памятным и юбилейным датам. В 2014 году  это 20 – летие  Конституции РФ, 70 – летие  Победы над фашизмом в ходе Курской битвы и снятие блокады Ленинграда, 25-летие вывода советских войск из Афганистана,   90-летие со дня образования комсомола в Бурятиии, 40 – летие со дня строительства БАМа.
            Патриотическое воспитание в школах осуществлялось и в рамках программ, разработанных классными руководителями и заместителями по воспитательной работе: в МБОУ «Северомуйская СОШ» с 2012 года реализуется программа патриотического воспитания «Патриот», рассчитанная до 2017 года. В рамках программы проводятся разнообразные мероприятия: традиционные, посвященные юбилейным и памятным датам страны; акция «Забота» - шефская помощь тружениками тыла, ветеранам Великой Отечественной войны.  В МБОУ «Таксимовская СОШ №3» в 2013 году разработана программа «Патриотическое воспитание учащихся» на 2013-2017гг. и в текущем учебном году выполнялись программные мероприятия гражданско – патриотической направленности: «Я – патриот», «Малая Родина», «Я – гражданин», «Дни воинской славы». Кроме традиционных мероприятий, в течение года реализован проект «Газета к 9 мая», участие в котором объединило всех учащихся школы. Месячник, посвященный 69 годовщине Победы, под общим девизом «Служу Отечеству», включил следующие мероприятия: в 1-4 классах – конкурс инсценированной солдатской песни, в 7-8 классах – «Школьный биатлон», в 5-6 классах – «Смотр строя и песни»; для юношей 9-11 классов организован конкурс «А ну-ка, парни!». На должном уровне организовано взаимодействие с социальными партнерами – прокуратурой Муйского района, службой ГПН, налоговой инспекцией, Отделом внутренних дел. Все мероприятия проводятся в тесном сотрудничестве с музейной комнатой и библиотекой школы. В МКОУ «Усть – Муйская СОШ» осуществляется реализация программы гражданско-патриотического воспитания «Моё Отечество». Основные направления программы: нравственно-патриотическое, историко–краеведческое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое. В апреле-мае  2014 года в рамках историко – краеведческого направления в 5-11 классах в течение месяца был реализован проект «Дети и война» - это поддержка детских инициатив, направленных на привлечение внимания общественности  к детям войны, т.е. людям, чье детство совпало с годами Великой Отечественной войны (возраст до 14 лет в период Великой Отечественной войны) и проживающим в настоящее время в селе  Усть-Муя. Музейная комната «Истоки» (профиль  историко-краеведческий, открыта  в сентябре 1961 г.) под руководством  Сухановой В.Г. проводит поисковую и научно-исследовательскую работу учащихся, помогая учителям в подборе материала для проведения тематических классных часов, а ученикам предоставляет необходимые источники для написания рефератов, докладов. В рамках гражданско – патриотического направления проведены акции: « Мы вместе» ( Дню народного единства), « Как живёшь, ветеран?»  ( День Победы),  «Сделаем планету чистой»,  «Согреем ладони, разгладим морщинки» (День пожилого человека), «Молодёжь против наркотиков»,  «Салют Победы». Старшеклассниками оказывается помощь пожилым одиноким людям, ветеранам - труженникам тыла, в школе для них в праздники организуются концерты; в мае организуются уборки территории у памятника героям  Великой Отечественной войны. Продолжается  реализация проекта «Аллея выпускников» по программе «Зеленый мир». МБОУ «Таксимовская СОШ № 1» реализует программу «Я – гражданин», которая направлена на формирование гражданственности и учителями  - предметниками  и классными руководителями разработан ряд уроков и классных  часов, направленных на формирование активной гражданской позиции учащихся: «Символы России», «Герб, флаг, гимн Республики Бурятия». «Имя, которое носит школа», «Конституции РФ – 20 лет», Уроки России «Мне о России надо говорить», «Гражданин. Кто это?», «Я и Мы», «Нет нацизму», «Мы вместе». Полученные знания подкрепляются практическими умениями - более 14 лет в проводятся выборы Президента республики «Школярия».

           Укреплению межэтнической толерантности и общегражданской российской идентичности способствовали  проведённые во всех школах: школьный этап Международного конкурса «Юный Будамшу»,  мероприятия, посвященные Дню бурятского языка,  участие во Всероссийском уроке «Мы вместе», посвященном воссоединению Крыма с Россией.

В системе мероприятий также – военно – полевые учебные сборы юношей и девушек 10 класса, просмотры военно – патриотических фильмов, посещение школьной музейной комнаты и встреча с героями современности.

Ежегодные учебные сборы  с юношами 10-х классов с 26 по 30 мая на базе МБОУ «Таксимовская СОШ № 1 им. А.А. Мезенцева» (для учащихся Таксимовских СОШ № 1 и № 3) и МБОУ «Северомуйская СОШ» (для учащихся Северомуйской, Усть-Муйской и Иракиндинской СОШ). Ввиду отсутствия на территории района воинских частей сборы проводятся силами преподавателей-организаторов ОБЖ. Всего прошли подготовку по основам военной службы 49 учащихся 10 классов всех школ района, что составляет 100% от списочного состава. Для детей по месту проживания было организовано трёхразовое питание на сумму 147 руб. в день и подвоз к месту проведения сборов, приезжие дети размещались на базе школ и получали четырёхразовое питание (190 руб./день). Кроме учебных занятий  программа сборов включала спортивные соревнования на командное и личное первенство и  воспитательные мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся. С целью закрепления теоретических знаний и практических навыков по разделу «Основы военной службы» и выявления лидеров в личном первенстве и командном зачёте по окончании сборов 31.05.2014г. проведена районная Спартакиада по допризывной подготовке на базе Северомуйской СОШ между отделениями двух учебных пунктов. Общие затраты из муниципального бюджета на проведение указанных мероприятий составили 60,916 тыс. руб.

           Огромными ресурсами в воспитании патриотизма располагают школьные библиотеки. Здесь проводятся тематические выставки литературы: выставка книг бурятских писателей и поэтов, выставка книг русских писателей по толерантности для детей, выставка художественной литературы о войне. В этом году  были организованы выставки: выставка-рассказ «Русский народ», выставка-мемориал «Великий Ленинград», выставка-галерея «Святые для России имена», выставка - размышдение «Россия! Встань и возвышайся!» (история России глазами А.С. Пушкина), «…И остался вечно молодым» к 80 -летию со дня рождения Ю.Гагарина, тематическая выставка «Наша магистраль» к 40-летию освоения БАМа. Выставочные работы привлекает внимание обучающихся своей доступностью, наглядностью возможностью просмотреть заинтересовавшие рубрики, статьи, книги, представленные по теме выставки, что способствует в дальнейшем желанию «взять почитать».

Система государственно – общественного  управления ОУ

    С 2008 года во всех образовательных учреждениях Муйского района сформированы Управляющие советы  как коллегиальный орган общественного управления, который принимает решения и определяет комплексную стратегию развития учреждений.

В состав Управляющих советов школ входят: родители, учителя, обучающиеся, представители Учредителя и кооптированный член. Количественный состав Управляющего совета определен школами: в МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.А. Мезенцева» - 15 человек, в МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3» - 14 человек, МБОУ «Северомуйская средняя общеобразовательная школа» - 8 человек, в МКОУ «Иракиндинская средняя общеобразовательная школа» - 8 человек, МКОУ «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа» - 11 человек.

       Управляющий совет МБОУ «Северомуйская средняя общеобразовательная школа» в 2014 г. особое внимание уделял вопросам организации общешкольных  воспитательных мероприятий. Члены управляющего совета  поддерживают реализацию школьных социальных проектов «Наша новая школа», «Наш чистый двор», была  проведена большая работа по привлечению родителей к участию в данных проектах. Члены Управляющего  совета данной школы  принимали активное участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий: встречи с  выпускниками школы, помощь  труженикам тыла,  спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья»  и др.  Представители Управляющего совета принимали   участие в делах школы как лично, так и через информирование и привлечение других участников воспитательно-образовательного процесса школы. Так, например, член Управляющего совета Васильева И.Б. ответственная за работу с обучающимися и социумом, в течение года организовывала мероприятия. Организовала выставку,  в которой принимали участие 23 мамы и бабушки совместно с обучающимися 1-5-х классов, приняли участие в школьной выставке «Золотые руки», 7 родителей принимали участие в районной  выставке « Дети и творчество»,12 человек принимали участие в конкурсе «Удивительный мир животных», «Рождественские сувениры и украшения».

Одним из важных вопросов в работе в Управляющего совета в МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3» является согласование и утверждение стимулирующих выплат педагогическому персоналу. Рассмотрение данного вопроса проводилось два раза в год в сентябре и январе в соответствии с принятым Положением «О распределении стимулирующей части фонда оплаты труда». Важным направлением деятельности Управляющего совета является помощь в решении вопросов, связанных с организацией летнего отдыха учащихся.

К наиболее успешной модели реализации ГОУ в Муйском районе относится модель в МКОУ «Усть-Муйская средняя общеобразовательная школа», которая предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие педагогов, учащихся, родителей, общественности. Представители Управляющего совета приняли участие в процедурах итоговой аттестации учащихся, единого государственного экзамена, процедурах проведения контрольных и тестовых работ для учащихся в качестве общественных наблюдателей. Члены Управляющего совета пропагандировали введение  единой школьной формы.

        Членами УС МКОУ «Иракиндинская средняя общеобразовательная школа» было принято решение организовать добровольную материальную помощь детям из малообеспеченных семей в рамках акции «Помоги детям собраться в школу». Куплены подарки первоклассникам на первое сентября (канцелярские принадлежности). Оказана материальная помощь в виде месячной оплаты в школьную столовую одному учащемуся из малообеспеченной семьи, материальная помощь 10 учащимся из малообеспеченных семей в виде одежды, в том числе и верхней демисезонной, обуви и книг на сумму 20 000 рублей. Удовлетворена просьба директора школы в оказании помощи школе для организации быстрой замены окон и утепления 1 этажа. Управляющий совет обратился  с ходатайством к руководству рудника «Ирокинда» о выделении транспорта для доставки материала из п.Таксимо. Была организована работа  по привлечению родителей начальных классов для утепления кабинетов на 1 этаже школы. Проведен смотр кабинетов на сохранность и развитие технической базы.
          Анализируя деятельность Управляющих советов общеобразовательных учреждений Муйского района за период с 2008 по 2014 годы, можно сделать вывод: расширился спектр вопросов, выносимых на обсуждение; увеличилось количество заседаний Советов в течение учебного года; решения, принимаемые членами Управляющего совета, успешно реализуются в образовательной деятельности школ. В целом работа Управляющих советов в общеобразовательных учреждениях Муйского района признана эффективной, вопросы, выносимые на рассмотрение Управляющих советов, были актуальными, решения, принятые на заседаниях, носили конструктивный и современный характер.
        
Дополнительное образование

 

Система дополнительного образования Муйского района представлена 4 образовательными учреждениями: МБОУ ДТДиМ «Радуга», МБУ ДО ДЮСШ, МБО ДО «Созвездие», МБО ДО  «Учебный центр». В системе дополнительного образования произошли следующие изменения:

1. Постановлением администрации МО «Муйский район от 31.12.13 г. № 1299 «О смене типа и наименования образовательного учреждения» в результате, которого МАОУ «Межшкольный учебный комбинат» с 01.01.2014г.  переименован в муниципальную бюджетную организацию дополнительного образования «Учебный центр».

     2. В 2014 году произошла реорганизация МБОУ дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Родничок» в форме присоединения к  МБО ДОД «Центр детского и юношеского туризма и  экскурсий». Согласно Постановлению Администрации МО «Муйский район» № 605 от 17 июня 2014 г. «О переименовании образовательного учреждения»  МБО ДОД «Центр детского и юношеского туризма и  экскурсий» с 17.06.2014г. переименован в Муниципальную бюджетную организацию дополнительного образования Центр дополнительного образования детей «Созвездие».

В  районе функционирует   3 вида учреждений дополнительного образования – дворец (1), центр (2), спортивная школа (1). Общее количество детей, охваченных дополнительным образованием в данных учреждениях – 1844, в том числе занимающихся в двух и более объединениях 490; 15 детей с ограниченными возможностями здоровья; 36 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7 детей-инвалидов. Доля детей от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста – 100%.

     Численность детей, обучающихся в объединениях, организованных на базе других образовательных организаций – 987 чел. По гендерному признаку девочек обучается больше, чем мальчиков, в следующем соотношении: девочек – 984 - 53,4%, мальчиков – 860 - 46,6% (АППГ: девочек 779 – 48,4 %, мальчиков 830 – 51,5 %).

Педагогический состав характеризуется количественными и качественными показателями: общее количество работников системы дополнительного образования – 92 чел., из них педагогических работников – 45 чел., что составляет 47,4% (АППГ-50%). Количество педагогических работников высшей кв. категории –1 (2,2%) - (АППГ - 1 (3,2%), первой – 31 (68,9%) - (АППГ -  9 (29%), второй –2 (4,4%) - (АППГ - 4 (12,9%), без квалификационной категории – 11 (24,4%)  -  (АППГ -  17 (54,8%).

 Материально-техническая база организаций дополнительного образования. Количество учреждений, подключенных к сети Интернет – 4, количество компьютеров, подключенных к сети – 21 (АПНГ- 8) из общего количества компьютеров – 31 (АППГ-25). Все учреждения имеют систему видеонаблюдения,  пожарную сигнализацию,  собственный сайт и адрес электронной почты.

Результативность деятельности  ОДО

       Педагоги и воспитанники организаций дополнительного образования детей активно принимают участие в конкурсах и соревнованиях всех уровней: Международном, Всероссийском, Межрегиональном, Республиканском, Районном. Результаты  такой деятельности мы видим в рейтинге учреждений дополнительного образования за 2014 год.

 

Наименование учреждения

Место в рейтинге УДОд

Место за организацию летнего отдыха и оздоровления детей на базе УДОд

1

ДТДиМ «Радуга»

3

3

2

ДЮСШ

2

3

3

«Учебный центр»

4

2

4

ЦДиЮТиЭ («Созвездие»)

1

1

Финансирование летнего оздоровления детей

МБ – 792290,8 руб.

РБ – 111117,25   руб. ( ТЖС)

ФБ – 282800,0 руб.  (ТЖС)

РБ- 446000,31  руб . (работающие)

 В районе организовано 5 лагерей с дневным пребыванием при общеобразовательных учреждениях района с общим количеством детей ,отдохнувших-334 человека, 3 профильных лагерей – 82 ребенка, 2 палаточных лагеря в 2 смены  отдохнули 43 человека, лагерь труда и отдыха работал 2 смены – 30 человек.

Трудоустроены дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: работали вожатыми в ЛОУ 63 человека, по программе ГП «Поселок Таксимо» «Чистые озера» - 16 человек.

В МДЦ «Орленок» направлен 1 ребенок, МДЦ «Артек» 5 учащихся. В загородных стационарных оздоровительных лагерях  «Радуга» - 23 ребенка, Спортивном лагере «Энхалук» - 10 спортсменов; детских санаторно-оздоровительных лагерях «Эдельвейс» - 5 человек, «Байкальский бор» - 7 человек, «Подлеморье»- 6 человек.

          За 2 сезона отдохнуло 945 детей, в том числе с родителями.

В целом по отрасли «Образование» среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений составила 36783 руб. (что выше республиканского показателя на 120,5%), в том числе учителей – 39366 руб. Соотношение средней заработной платы к зарплате в экономике выше республиканского на 26,3% и составляет 80,6%.

Подготовка к новому 2014-2015 учебному году

Из муниципального бюджета выделено 5552502,4  рублей, израсходовано  на выполнение планов-заданий Роспотребнадзора. К учебному году приняты  все учреждения района.

 В целом на улучшение материально – технической базы сферы образования затрачено 13385,3 тыс.руб., в т.ч. выполнены капремонты зданий, монтаж систем видеонаблюдения и освещения, приобретение оборудования.

Все образовательные учреждения подключены к сети Интернет: школы  - за счет средств РБ, другие образовательные учреждения – за счет МБ. Все образовательные учреждения имеют обновляемые сайты, что соответствует современным требованиям.

Одним из проблемных вопросов в сфере образования остаются кадры. На сегодняшний день имеется 19 преподавательских вакансий,  в том числе  по английскому языку, русскому языку и литературе, математике, химии, биологии, физкультуре,  начальных классов, музыке. Работа по привлечению кадров ведется непосредственно с Центрами занятости населения, с Министерством образования РБ, участвуем в ярмарках по распределению студентов педагогических ВУЗов, ССУЗов. Основной причиной отказов специалистов по трудоустройству в Муйском районе является прежде всего отсутствие предоставления постоянного жилья и низкая заработная плата приезжающих специалистов без северных надбавок.

В целях морального и материального стимулирования педагогов и коллективов Районным управлением образования проводится большая работа по награждению работников образования, оценке результатов деятельности учреждений и их рейтингованию.  За 2014 год по линии РУО представлены к награждению разных уровней 58 человек (в т.ч. к 40-летию БАМа), в том числе отраслевыми наградами МОиН РФ (почётное звание «Почётный работник общего образования РФ», Почётная грамота МОиН РФ) награждены 9 чел., наградами республиканского уровня – 16, отмечены Почётной грамотой МОиН РБ и Благодарственным письмом Министра ОиН РБ 33 чел.

По итогам ежегодного муниципального конкурса среди образовательных учреждений «Лидер в образовании» по итогам 2013-14 уч.г. победителями стали МБОУ «Таксимовская СОШ № 3», МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад «Сказка», МБО ДО Центр дополнительного образования детей «Созвездие».

МБОУ «Таксимовская СОШ № 3» как победитель (в числе 30-ти школ РБ) республиканского конкурса «Умная школа Бурятии – 2013» продолжает деятельность в статусе республиканской площадки по развитию электронной образовательной среды, внедряя в практику использование полученного компьютерного оборудования (1,5 млн. руб. РБ) и возможности установленного Wi-Fi интернета.

Волонтерами 9 июля 2014 года в п. Таксимо был проведен  социологический опрос  степени удовлетворенности населения Муйского района современным образованием. В исследовании принимали участие родительская общественность и учащиеся. Всего было опрошено 50 человек: 25 школьников и  25 родителей. Участникам было предложено оценить качество образования по 5-ти бальной системе. По итогам социологического исследования население Муйского района удовлетворено современным образованием.

Согласно индикаторам Минэкономики Республики Бурятия все показатели в 2014г. по отрасли «Образование» в Муйском районе выше республиканских.

В 2014 году работа МКУ «РУО» была направлена на достижение следующих результатов:

-          обеспечение  получения качественного образования всех уровней за счет введения образования для детей старшего дошкольного возраста, создания муниципальной системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования педагогических работников;

-          обеспечение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования;

-          внедрение эффективной системы управления качеством образования;

-          обеспечение доступности и повышение качества начального образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта;

-          обеспечение средней заработной платы учителей муниципальных  общеобразовательных учреждений не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;

- повышение качества услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. инклюзивного обучения, обучения с использованием дистанционных образовательных технологий);

- реализация образовательными учреждениями современных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для успешной социализации и профессиональной деятельности в современной экономике;

- совершенствование системы организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях;

- развитие системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанной на взаимодействии муниципальных  образовательных учреждений общего, дополнительного образования, использовании  современных Интернет-технологий;

-          обеспечение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения МАОУ «Учебный центр» к 2018 году не ниже средней заработной платы по экономике в Республике Бурятия;

-          внедрение вариативных моделей  переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации Российского образования;

- участие учащихся и педагогов  в мероприятиях научно-исследовательской и социально-значимой направленности.

Уровень эффективности муниципальной программы «Развитие образования» составляет (Е) 0,94 и оценивается как высокоэффективным. Планируется  дальнейшая реализация программных мероприятий,  в сфере дошкольного, общего, дополнительного образования, организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, совершенствованию муниципального управления в сфере образования.