Государственная инспекция труда в Республике Бурятия информирует:
по состоянию на 26.12.2016 года в Реестре Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда зарегистрировано 3474 работодателя, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Республики Бурятия.По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия на 1 января 2016 года численность хозяйствующих субъектов составляла 42973, в том числе 22040 индивидуальных предпринимателей. За период с 01.01.2014 по 26.12.2016 только 8,1% работодателей Республики Бурятия исполнили обязанность по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах. Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда поданы в территориальный орган Роструда на указанную дату 1007 работодателями. Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Уклонение работодателей Республики Бурятия от обязанности по проведению специальной оценки условий труда и обеспечению соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте не позволит существенно снизить уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний в субъекте Российской Федерации, а также не даст возможности для обоснованной и эффективной разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников. На основании ст. 356, 357 Трудового кодекса РФ, работодателям всех форм собственности необходимо принять меры по проведению специальной оценке условий труда.
Напоминаем что, с введением СОУТ (специальной оценки условий труда) размер штрафных санкций увеличен практически вдвое.
Административная ответственность работодателя:
Нарушения государственных нормативных требований ОТ (за исключением тех видов нарушений, которые будут указаны ниже) влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. рублей, для ИП – от 2 до 5 тыс., для юр.лиц – от 50 до 80 тыс. рублей.
Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ либо ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей, на ИП – от 5 до 10 тыс. рублей, на юридических лиц – от 60 до 80 тыс. рублей.
Допуск работника к исполнению трудовых обязательств без проведения обучения по вопросам ОТ, без прохождения обязательных и (или) периодических медицинских осмотров, в случае медицинских противопоказаний, без наличия психиатрических освидетельствований влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. рублей, на ИП – от 15 до 25 тыс. рублей, на юридических лиц – от 110 до 130 тыс. рублей.
За необеспечение работников СИЗ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. рублей, для ИП – от 20 до 30 тыс. рублей, для юрлица – от 130 до 150 тыс. рублей.
Нарушения государственных нормативных требований ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет наложение штрафа на должностное лицо от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификацию сроком от 1 года до 3-х лет, на ИП – от 30 до 40 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей или приостановление деятельности сроком до 90 суток.
Также повышается ответственность работодателя в отношении своевременной передачи результатов СОУТ в Государственную инспекцию труда. В соответствии с изменениями в статью 19.5 КоАП РФ, для должностного лица размер штрафа составит от 20 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3-х лет, для ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
Уголовная ответственность работодателя
Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года.
В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.
Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.